"Газпром" предлагает Еврокомиссии мировую по антимонопольному расследованию

На днях "Газпром" представит ЕК свои предложения и постарается заключить соглашение за 3-4 месяца, сказал гендиректор «Газпром экспорта» Александр Медведев
М. Стулов/ Ведомости

«Газпром» хочет заключить соглашение с Еврокомиссией, которая ведет масштабное антимонопольное расследование в отношении российского концерна. Об этом Financial Times рассказал генеральный директор «Газпром экспорта» Александр Медведев. По его словам, «Газпром», российское правительство и ЕК договорились «попытаться найти взаимоприемлемое решение», прежде чем ЕК предъявит официальные обвинения. Компромисс должен «снять беспокойство антимонопольных органов, не повредив нашей деятельности на европейских рынках», сказал Медведев.

Брюссель готовится обвинить «Газпром» в злоупотреблении доминирующим положением в Восточной Европе путем завышения цен, ограничений на перепродажу его газа и воспрепятствования диверсификации поставок. ЕК начала антимонопольное расследование против «Газпрома» в сентябре 2012 г., изучаются контракты в Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Эстонии, Латвии и Литве. Годом ранее представители антимонопольного органа одновременно нагрянули с обысками в офисы 20 европейских «дочек» «Газпрома», расположенные в 10 странах.

По словам Медведева, договориться о соглашении возможно за «относительно короткое время - три-четыре месяца». Он сказал Хоакину Альмуниа, комиссару по антимонопольной политике Евросоюза, что в ближайшие дни «Газпром» представит ему свои предварительные предложения. На вопрос о том, на какие уступки может пойти «Газпром», Медведев ответил: «Давайте подождем... Этот процесс любит тишину». Он также добавил, что надеется, что в действиях ЕК «нет политического мотива».

Альмуниа подтвердил, что встречался с Медведевым и заместителем министра энергетики Анатолием Яновским. «Это была конструктивная встреча, во время которой «Газпром» выразил готовность проанализировать возможность заключить обязывающее соглашение, которое бы сняло претензии комиссии по поводу нарушения антимонопольного законодательства», - говорится в ответе Альмуниа. В ноябре премьер-министр Дмитрий Медведев направил письмо председателю ЕК Жозе Мануэлу Баррозу; тем самым правительство как крупнейший акционер «Газпрома» официально подключилось к процессу урегулирования дела.

До недавнего времени российские власти крайне жестко реагировали на попытки ЕК ограничить деятельность «Газпрома» в Европе, где он на некоторых рынках занимает доминирующее положение. В 2009 г. Евросоюз принял Третий энергопакет, который, в частности, запрещает компаниям заниматься одновременно продажей и транспортировкой газа: активы должны быть разделены или переданы в управление независимому оператору, чтобы максимально либерализовать рынок. Год назад президент Владимир Путин заявлял, что Россия не намерена следовать этим требованиям.

Путин также подписал указ, который обязывает стратегические госкомпании согласовывать действия с федеральным органом власти, если к ним есть претензии иностранных властей, тем самым попытавшись оградить «Газпром» от требований ЕК о предоставлении информации. А летом этого года, выступая на саммите Форума стран-экспортеров газа, Путин раскритиковал попытки Европы пересмотреть условия поставки газа и призвал других экспортеров объединиться против Третьего энергопакета.

В последние месяцы Альмуниа высказывал недовольство тем, что «Газпром» не предпринимает попыток вступить с ЕК в переговоры и договориться. Учитывая тот факт, что дело все равно оказывается политизированным, антимонопольное расследование ЕК далеко от рядовой процедуры, пишет FT: по информации газеты, некоторые сотрудники ЕК давно говорили, что дело скорее всего завершится заключением соглашения, а не наложением штрафа и требованием к «Газпрому» изменить практику своей деятельности в Европе. Формально же штраф за нарушения антимонопольного законодательства составляет в ЕС до 10% выручки, т. е. в случае с «Газпромом» это могло бы быть до $15,6 млрд (исходя из выручки за 2012 г.).

Остается неясным, пойдет ли «Газпром» на то, чтобы удовлетворить какие-либо требования ЕК, говорит Алан Райли, профессор права лондонского City University, который внимательно следит за этим делом. «Если они потребуют от «Газпрома» продать один-два трубопровода в Восточной Европе, он может это проглотить. Но если речь будет идти о чем-то гораздо более существенном, то, возможно, и нет», - сказал он FT. Райли также считает, что «Газпром» вряд ли согласится перестать привязывать цены на газ в долгосрочных контрактах к ценам на нефть, как это делается сейчас и за что его тоже критикуют в Европе.