Евгений Слюсаренко: Игры высшего разума

Как бороться со спонтанными решениями в спорте

Каждое ключевое решение становится экспромтом, прихотью круга странных людей, почему-то не имеющих сдержек и противовесов

Человек, воспитанный в традиционной культуре, имеет слабость: веру в высший разум. Ему кажется, что кто-то наверху - Господь Бог, царь или президент - все знает лучше него и обо всем так или иначе позаботится. В последние годы эта вера все чаще дает сбои. Трудно представить то, что реформировавшие, скажем, систему образования обладают высшим разумом.

Дольше всех держался спорт, где - как считается - есть объективный критерий истины: голы, очки и секунды. Казалось, это почти исключает если не ошибки, то неосторожные шаги, случайных людей и перемены от нечего делать. Ведь все просто: победитель, кто бы он ни был, всегда прав. Неудачник, пусть он хоть состоит с высшим разумом в одном кооперативе, плачет. Но мы недооценили желание высшего разума везде показать, что он - высший.

На этой неделе вместе с ликвидируемым РИА «Новости» под горячую руку попал и его стасус хост-агентства Игр-2014 в Сочи. Эта функция была получена от МОК после долгих усилий (в том числе, как говорят, политических) и впервые в истории нашей журналистики. Поставивший свою подпись под указом о ликвидации агентства Владимир Путин, неоднократно называвший эту Олимпиаду «своим личным проектом», наверняка не сообразил, какую самому же себе подкладывает свинью. Нет, понятно, что выход найдется, вопрос только, нельзя ли было все продумать сразу.

На прошлой неделе 55-летний юбилей отпраздновал министр спорта Виталий Мутко. На эту должность он заступил в мае 2008 года (до этого спортом занималось Федеральное агентство, возглавляемое знаменитым хоккеистом Вячеславом Фетисовым). Новый министр имел впечатляющую биографию: Ленинградское речное училище - президент футбольного клуба «Зенит» - президент Российского футбольного союза. Не было сомнений, что обладающий живостью ума Мутко быстро освоится и тут, вопрос только: зачем назначать главным человека, который на тот момент даже не смог бы перечислить все виды спорта в программе Олимпиад.

Два с половиной года назад российский футбол начал жить по новой системе - «осень-весна». Тогдашний президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко утверждал, что синхронизация с мировым календарем поможет повысить уровень наших команд. В футбол мы по-прежнему проигрываем, только теперь играем в него в декабре и начале марта. Конечно, к снегу и льду на полях можно привыкнуть, вопрос только, ради чего.

За три месяца до начала Олимпиады в Ванкувере-2010 тогдашний президент Дмитрий Медведев зачем-то запретил всем государственным служащим возглавлять спортивные федерации. В результате поднявшегося переполоха эти люди экстренно возглавили попечительские советы федераций, а кое-кто, воспользовавшись моментом, и вовсе сбросил с себя предписанную социальную нагрузку. Спрашивается, зачем было устраивать такие игры с переодеванием, если люди не поменялись.

Таких историй в спорте последних лет наберется еще много, объединяет их один сюжет. Каждое ключевое решение становится экспромтом, отдельной прихотью ограниченного круга странных людей, почему-то не имеющих сдержек и противовесов. Решение принимается, сперва ввергает сообщество в шок - после чего всем миром пытаются найти такие способы, чтобы последствия его не были столь уж катастрофическими. Иногда это даже получается.

А всего-то надо, чтобы высший разум оставил в покое то, что пока работает и без его вмешательства. А еще лучше - совсем оставил бы нас в покое.