Деофшоризация может разрушить экономику "Совкомфлота"

К такому выводу пришел замминистра экономразвития Андрей Клепач; аналитики с ним соглашаются - издержки компании могут вырасти в несколько раз
М.Стулов/ Ведомости

Под контролем «Совкомфлота» и других компаний флот под зарубежным флагом - это офшоры. В связи с борьбой с офшорами, которая правильная, мы можем, на мой взгляд, развалить всю экономику «Совкомфлота», - сказал в пятницу замминистра экономического развития Андрей Клепач (цитата по ИТАР-ТАСС). Работать под зарубежным флагом по-прежнему экономически выгоднее, чем под российским, констатировал он. Это подтвердил «Ведомостям» член правления «Совкомфлота», начальник юридического управления Алексей Остапенко. Ставка на услуги судна под российским флагом на 20% выше, говорит сотрудник одной из судоходных компаний.

У «Совкомфлота» 158 судов общим дедвейтом 12,54 млн т, указано на его сайте. «Под российским флагом «Совкомфлот» эксплуатирует 18 высокотехнологичных судов стоимостью около $1 млрд», - отмечает Остапенко. Регистрируя большую часть судов в офшорах, компания использует общераспространенную в мире схему владения и управления флотом, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Как правило, для каждого флага, создается отдельная компания (ее бенефициар - «Совкомфлот») - их число сопоставимо с числом судов, добавляет он. Больше половины судов «Совкомфлота», которые ходят под иностранными флагами, зарегистрированы в Либерии, а также в других «странах удобного флага» - на Кипре, Мальте, Панаме, рассказывает Остапенко.

Такой подход необходим, чтобы ограничивать гражданскую ответственность за загрязнение окружающей среды, предусмотренную положениями Международной конвенции и др., поясняет Остапенко. В «странах удобного флага» простые правила регистрации судов, упрощенный налоговый режим (как правило, судовладелец выплачивает ежегодный сбор в зависимости от тоннажа судна, около $10 000), выгодные кредиты, перечисляет Остапенко.

У Минфина есть черный список офшоров: Либерия, Мальта, Панама в него входят (Кипр исключен с 2013 г.). Имея «дочек» в таких странах, компания лишена льгот по дивидендам (9%-ная ставка вместо нулевой), ей нужно обосновывать цены, направлять уведомления о сделках, напоминает партнер King & Spalding Илья Рачков. Но теперь российские компании, возможно, будут платить в бюджет за своих иностранных «дочек» 20%-ный налог на прибыль, напоминает эксперт.

Остапенко не стал говорить, как могут увеличиться выплаты компании. «Наша компания работает в основном на международном рынке и все доходы переводит в Россию», - уверяет менеджер. По его словам, за последние пять лет «Совкомфлот» выплатил государству 3,6 млрд руб. налогов и дивидендов. Совсем отказываться от использования иностранных флагов компания не будет, уверен Рачков. По оценке Безбородова, новые требования могут увеличить издержки компании в 5-6 раз. Валовая выручка «Совкомфлота» по МСФО за девять месяцев выросла на 7,8% до $964,6 млн, чистый убыток составил $5,3 млн вместо чистой прибыли в $42,4 млн годом ранее.

По мнению Клепача, «надо серьезно придумать, как стимулировать переход судов под российский флаг». По мнению Остапенко, по мере увеличения количества проектов, связанных с разведкой и добычей нефти и газа на российском континентальном шельфе, пропорционально увеличится и количество судов, регистрируемых под российским флагом.