РЖД: борьба с офшорами может создать риски для компании

Она может негативно повлиять на бизнес группы, ее финансовое состояние и результаты деятельности

РЖД опасается, что борьба с офшорами может навредить монополии, следует из проспекта ее еврооблигаций, который цитирует «Интерфакс». "Антиофшорная политика российского государства может негативно повлиять на бизнес группы, ее финансовое состояние и результаты деятельности", - говорится в документе.

Представитель РЖД подтвердил, что данный риск отражен в проспекте. Но в разделе «Общие налоговые риски в РФ», а не в разделе «Наиболее существенные риски для РЖД», уточняет он. Речь идет о том, что потенциально деофшоризация может привести к аннулированию соглашений об избежании двойного налогообложения и иным образом повлиять на практику налогообложения в России - каким образом, сейчас сложно предсказать, объясняет он. Данный риск может быть существенным для контрагентов РЖД, что может в конечном счете сказаться на деятельности группы РЖД, говорится в его ответе на запрос "Ведомостей".

Усилить борьбу с уклонением от налогов через офшорные схемы призвал президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию. «Хотите в офшорах - пожалуйста, но деньги сюда», - потребовал он. Некоторые крупные компании - «Металлоинвест», МТС, «Русгидро», «Камаз» и UC Rusal - сразу заявили, что отказываются от офшоров или что переводят операции в Россию.

К 19 мая ведомства должны представить в правительство проекты законов по деофшоризации. «На данный момент нет уверенности в том, как и когда законодательные инициативы и предложения будут реализованы, как они будут интерпретированы российскими налоговыми властями и окажут ли они влияние на контрагентов группы, которые могут быть зарегистрированы в офшорных юрисдикциях. Поэтому группа не может исключать, что некоторые компании группы (как российские, так и зарубежные) могут получить дополнительные налоговые обязательства, когда эти изменения в законодательство будут утверждены и применены к тем или иным сделкам", - цитирует «Интерфакс» проспект РЖД.

Представитель РЖД подчеркивает, что в разделе риск-факторов задача компании - "максимально охватить все риски, чтобы избежать потенциальные судебные иски о дезинформации инвесторов". "То есть мы указываем в данном разделе не существенные риски, а все возможные, потенциальные, маловероятные и даже теоретические", - отмечает он.

Минфин и другие ведомства уже разработали проект плана правительства по борьбе с офшорами (копия есть у «Ведомостей»). В нем 21 мера. В частности, Минфин предлагает ввести в российское законодательство понятия "налогового резидентства организаций" и "иностранного контролируемого лица" (controlled foreign company, CFC). Первый закон направлен против компаний, которые создают фиктивные материнские структуры за рубежом, хотя все бизнес-решения фактически принимаются в России. Второй - против “дочек” в офшорах. На них может оседать вся корпоративная прибыль холдинга, и Минфин предлагает облагать ее российским налогом.

Правда, чиновники пока не решили, каких именно дочерних структур коснутся поправки - созданных в офшорах из “черного списка” Минфина или и тех, что прописаны в низконалоговых юрисдикциях, к примеру, на Кипре или в Люксембурге. При втором варианте поправки могут ударить по многим госкомпаниям - по их трейдинговым структурам и компаниям, созданным для размещения еврооблигаций. Замминистра экономического развития Андрей Клепач уже заявлял ранее, что деофшоризация может разрушить экономику “Совкомфлота”.

Никто не требует от компаний переводить все дочерние структуры из офшоров в Россию - достаточно платить российские налоги, подчеркивает сотрудник Минфина. Но если российская материнская компания ничего не получает от офшорной “дочки”, тогда действительно есть основания думать, что она создана исключительно для уклонения от налогов, заключает чиновник.