Олимпиада сделала спорт горячей темой выставочного сезона

Музеи и галереи подготовили экспозиции на тему высоких достижений
Дейнека А. А. Лыжники. 1950 © Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Самая крупная выставка пройдет в Институте русского реалистического искусства, частном музее, который в декабре 2011 года открыл совладелец Промсвязьбанка и коллекционер Алексей Ананьев. В сокращенном варианте выставку Soviet Art. Soviet Sport, куда вошли произведения из частных собраний и коллекции ИРРИ, продемонстрировали в залах аукционного дома Sotheby's в Лондоне в декабре. В московской, расширенной за счет государственных собраний, экспозиции «Советский спорт» более 60 работ 1920-1970-х годов.

Ракетка Голицына и коньки Космодемьянской

Выставка «Сезон побед!» в Манеже расскажет о прошлых победах и целях олимпизма как такового. Инсталляции, видеоарт, произведения современного искусства представлены рядом со спортивным снаряжением, формой и наградами. С 7 февраля, moscowmanege.ru На первой линии ГУМа размещена экспозиция «Красота успеха» - параллельная выставке «Советский спорт» в Институте русского реалистического искусства. Показывают реплики основных произведений из экспозиции института. До 27 февраля, bosco.ru В Музее Москвы открывается выставка «Москва и спорт». Она расскажет о спортивных увлечениях москвичей, от XIX века до наших дней. Можно увидеть теннисную ракетку князя Голицына, старые деревянные лыжи, первый велосипед, собранный в Москве, коньки Зои Космодемьянской. С 7 февраля, mosmuseum.ru

Благодаря демократичному и популярному характеру спорта художникам нетрудно было обходить казенные штампы

Не только идеология

Спорт, как и космос, был мощным рычагом пропаганды в советском государстве, а нормативы ГТО считались чуть ли не залогом успешной индустриализации и обороноспособности. В то же время благодаря универсальному - демократичному и популярному, как подметил Александр Дейнека, - характеру спорта художникам, не желавшим слепо следовать соцреалистическим идеалам, было нетрудно обходить казенные штампы. На воскресной лыжной пробежке в лесу или за игрой в волейбол на деревенской поляне (как на картинах Виктора Попкова, которые можно увидеть на выставке) герои казались обычными людьми, а не носителями идеологии.

Экспозиция любопытна как раз тем, что в ней представлен весь возможный спектр использования спортивной тематики. От стилевого разнообразия и попыток эксперимента 20-30-х годов к господству соцреализма и до 60-70-х, когда спорт становится скорее бытовой, а не идеологической частью жизни. «Мы стараемся расширить рамки восприятия искусства XX века. Это не сплошной соцреализм и исключительная ангажированность, как принято думать», - объяснил «Пятнице» Алексей Ананьев.

Пафос и монументальность советской пропаганды нашли выражение в холсте «Парад на стадионе Динамо» Сергея Лучишкина (из собрания ИРРИ). На фоне заполненных трибун изображены мотоциклисты, везущие девушек-гимнасток с огромными развевающимися флагами в руках. Такому классическому примеру соцреалистической торжественности можно противопоставить работу Александра Самохвалова из Нижнетагильского музея. В эскизе к панно «Советская физкультура» тоже гимнасты и стадион и то же непременное ощущение праздника. Художнику удается компактно изобразить практически все возможные виды спорта от гимнастики и тенниса до футбола и прыжков с парашютом. Однако сложная многофигурная композиция придумана так ловко, что о торжественном пафосе быстро забываешь. Картина кажется театральной мизансценой, где спортсмены на секунду застыли, как будто позируя для фотографии. Каждая фигура индивидуальна и одновременно является частью группового портрета - метафоры физического здоровья. Панно, которое было выполнено по этому эскизу для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, принесло Самохвалову гран-при.

Еще меньше идеологии в картинах Ольги Ваулиной. Выпускница ВХУТЕИНа и ученица художника-авангардиста Михаила Матюшина, Ваулина в 1920-е годы занимается изучением цвета. Так, экспрессия картины «Борьба стоя» из собрания художественного фонда «Новая галерея» не в торжественном сознании физической силы советских рабочих, а в ярких цветовых пятнах - оранжевых стенах, красном полу ринга, двух светлых и массивных мужских фигурах.

Есть в экспозиции и работы репрессированных художников - это графика Юрия Юркуна, расстрелянного по «делу ленинградских писателей», и Михаила Соколова, оказавшегося в ссылке. «Сейчас мы наблюдаем, что количество первоклассных работ, как принятых властью и получавших государственные награды, так и долгое время остававшихся в мастерских и не увидевших свет, практически равное», - объяснил Алексей Ананьев.

С 5 февраля, rusrealart.ru.

Дотянуться до небес

В галерее «Проун» откроется выставка «Спорткульт», подготовленная совместно с Московским музеем дизайна, где тоже есть работы советских реалистов - Александра Дейнеки или Матвея Манизера. Но есть и взгляд конструктивистов, для которых спорт был в первую очередь благодатной почвой для работы с формой. Здесь покажут эскизы спортивных костюмов, сделанные Варварой Степановой. Она была уверена, что крой, форма, конструкция костюма обусловлены его назначением, и стремилась создать некую базовую схему, которую можно менять в зависимости от цели. Ее спортивная форма - это простые узоры (широкие и узкие полоски, крупные круги, клинья и квадраты), яркие сочетания цветов (красный, желтый, белый и черный), свободного кроя комплекты из широких шорт и футболок. Все это как нельзя лучше отвечало представлениям конструктивистов о функциональности.

Такой же интерес к проектированию чувствуется в фотографиях Макса Пенсона. И в особенности в снимке атлета, перелетающего через установленную на высоте планку, которая черной диагональной линией пересекает кадр. Ракурс выбран так, что спортсмен оказывается целиком на фоне неба - в кадр попали только верхушки елок. И неважно, советский ли изображен атлет или нет; главное, что спорт, как видит это художник, позволяет дотянуться до небес.

С 5 февраля, proungallery.ru.

Портрет региона

Благородная цель всех этих выставок в том, чтобы продемонстрировать, как много достойных работ было сделано в советское время в рамках идеологии и вне ее. И Олимпиада в Сочи оказалась удобным случаем напомнить о талантливых художниках, сумевших и из пропаганды сделать искусство. Однако проблемы использования спорта в целях пропаганды оказались в стороне.

Единственная экспозиция, прямо затрагивающая Игры-2014 и представляющая хоть какое-то пространство для дискуссий о ее последствиях, состоится в галерее «Победа». Здесь покажут задуманную к Олимпиаде серию «По ту сторону Сочи» фотографа агентства Magnum Томаса Дворжака. Дворжак знаком с южными регионами России не понаслышке: в 1990-е он провел несколько лет в Грузии, снимал конфликты в Чечне, Абхазии и Карабахе; в 2000-е изучал последствия войн на Кавказе; в 2008-2009-х был одним из авторов фотопроекта «Грузинская весна». «По ту сторону Сочи» должна была стать портретом региона, чуть более обширного, чем Большой Сочи, и показать политический и исторический контекст места проведения Олимпиады. Фотографии сделаны по заданию журнала National Geographic и опубликованы в январе 2014 года; выставка в «Победе» приурочена к выходу расширенного сборника, где собраны материалы, не вошедшие в журнальную публикацию.

Проект Дворжака, как и положено профессиональной фотожурналистской работе, достаточно нейтрален: он фиксирует события и факты, не давая оценок. Автор делает коллаж из обрывков истории и современности, смешивая обычные документальные кадры со снимками в инстаграме и полароидами, которые придают всей серии дневниковый характер. Прошлые конфликты напоминают о себе невзначай, как на снимке, где на фоне живописных Кавказских гор со снежными верхушками возвышается бетонный столб с навершием в виде красной звезды - мемориал военным, погибшим в 2002 году во время чеченского конфликта. Фотография курорта «Роза Хутор» похожа на открытку - новый с иголочки комплекс раскинулся по берегам горной реки прямо под склонами поросших лесом гор. Живописная и одновременно искусственная картинка материализовавшегося на пустом месте курорта может быть метафорой всему олимпийскому проекту в Сочи.

Острые темы в проекте Дворжака тем не менее редко проступают в открытую. За исключением снимков с рабочими из Узбекистана, едущими в автобусе или бредущими по пустынным стройплощадкам, на фотографиях отражен весьма разнообразный «пейзаж» региона. Здесь мужественные портреты казаков, национальные праздники черкесов, мусульмане в мечети Нальчика, ночные клубы в Сочи. И гигантский баннер с рисованным олимпийцем - его красивое точеное лицо обращено куда-то вдаль. Спокойный и решительный взгляд устремлен, видимо, все в то же светлое будущее, что и взгляды спортсменов с советских холстов.

С 6 февраля, pobedagallery.com.