ФСК выполнит инвестпрограмму за счет производителей энергии

В результате расходы на техприсоединение все равно могут лечь на потребителей: сетевой тариф для них не вырастет, но конечная цена на электроэнергию - возможно
С.Портер/ Ведомости

Если АЭС и ГЭС переложат затраты на техприсоединение на потребителей, цена за энергию для последних вырастет на 1%, подсчитала аналитик Газпромбанка Наталья Порохова. В противном случае 77 млрд составят выпадающие доходы генерации.

ФСК нашла способ собрать деньги на строительство практически всех объектов инвестпрограммы в условиях ограничения тарифа для потребителей. Недостающие средства компания собирается получить с производителей энергии.

ФСК рассчитывает закрыть финансовую «дыру» в сокращенной инвестпрограмме за счет повышения стоимости оплаты техприсоедиения для генерации, рассказал журналистам предправления компании Андрей Муров. «Это достаточно крупный источник финансирования инвестпрограммы. Он позволит нам компенсировать выпадающие доходы, которые появятся у компании из-за замораживания тарифов», - рассказал Муров.

Сейчас выручка ФСК от техприсоединения составляет 1-1,5 млрд руб. в год, пояснил он. По закону тепловые электростанции платят только 10% от стоимости техприсоединения, а АЭС и ГЭС не платят вовсе. Если вся генерация начнет оплачивать услугу ФСК в полном объеме, это принесет компании порядка 20 млрд руб. в год к 2017 г. В целом ФСК рассчитывает получить от платы за техприсоединение 77 млрд руб. в 2014-2017 гг.

Решение о замораживании тарифов естественных монополий в 2014 г. и ограничении их роста в 2015-2016 гг. правительство приняло осенью. Предполагалось, что монополии оптимизируют затраты, за счет чего будет снижена тарифная нагрузка для потребителей (у энергоемких промышленных предприятий цена на электроэнергию занимает до 40% в себестоимости продукции).

В октябре ФСК подготовила первый сокращенный вариант инвестпрограммы. За счет низкого тарифа и оптимизации компания могла получить в 2014-2016 гг. 267,8 млрд руб. и построить только 63% запланированных мощностей и 25% сетей. Для выполнения 96% физических объемов инвестпрограммы компания просила дополнительные меры поддержки: сохранить расчеты с МРСК и прямыми потребителями по заявленной мощности (в этом году компания должна перейти на расчеты по фактической мощности, что приводило к выпадающим доходам в 18,8 млрд руб.). Кроме того, ФСК предложила обязать генерацию полностью оплачивать услуги по техприсоединению. В 2014-2016 гг. это принесло бы компании 60 млрд руб.

В конце года представитель ФСК не мог объяснить, получили ли предложения компании поддержку. На правительство был вынесен консервативный вариант инвестпрограммы, которую компания могла выполнить только за счет оптимизации и тарифов. В 2014-2017 гг. инвестиции сокращались на 43% до 352,6 млрд руб., вводы сетей - на 68% до 5341 км, а трансформаторных мощностей - на 36% до 35 349 МВА. Этот вариант не устроил кабмин, и инвестпрограммы ФСК и «Россетей» отправили на доработку. Источник в правительстве говорил «Ведомостям», что компании должны найти новые источники оптимизации и построить все запланированные объекты.

Доработанный с учетом замечаний правительства вариант инвестпрограммы ФСК направила в Минэнерго 30 января, рассказал Муров. Теперь ФСК предложила снизить инвестиции в 2014-2017 гг. на 24% до 471 млрд руб., а объем вводов по сетям и мощности - всего на 1% и 6%. Но целевые показатели по снижению операционных и капзатрат не изменились, сообщил представитель ФСК. Вместо этого предложения компании по оплате техприсоединения генерацией стали реальным источником финансирования. Как сообщил Андрей Муров, вступил в силу 308-ФЗ от 6 ноября 2013 г. об отмене «последней мили». Среди изменений, которые касаются перекрестного субсидирования, оказалась поправка, которая позволит ФСК включать в плату за техприсоединение генерирующих объектов инвестиционную составляющую на покрытие расходов, связанных с развитием прилегающей сети. Правда, состав расходов, которые включаются в плату за техприсоединение, устанавливает правительство соответствующими подзаконными актами. По словам Мурова, принимаются подзаконные акты тяжело, но ФСК «будет за них бороться».

Производители энергии предложения компании детально не комментируют. Представитель «Росэнергоатома» пояснил, что пока госкомпания работает в прежнем режиме. Но источник, близкий к концерну, говорит, что в ближайшие годы оплата техприсоединения «Росэнергоатому» не грозит: по соглашению между ФСК и госконцерном эти затраты ложатся на ФСК. Представитель «Русгидро» не смог оценить потенциальные расходы компании на оплату мощностей.

Но в результате расходы на техприсоединение все равно могут лечь на потребителей: сетевой тариф для них не вырастет, на чем настаивало правительство, но конечная цена на электроэнергию - возможно. Это произойдет, если затраты на техприсоединение генераторы включат в стоимость электроэнергии для потребителей. Такие предложения содержатся в ноябрьской презентации ФСК (есть у «Ведомостей»). Сетевая компания предлагала компенсировать дополнительные затраты генераторам, включив их расходы на техприсоединение в набавку за безопасность для АЭС и в стоимость ДПМ для ГЭС. Генерирующим компаниям также предлагалась рассрочка оплаты техприсоединения на 3-5 лет. Представитель ФСК не смог уточнить, актуальны ли эти предложения сейчас.