Как столица подготовилась к Олимпиаде

Спецкор «Пятницы» пришел к выводу, что почти никак
PhotoXPress.ru

На этом поддержка Олимпиады Москвой практически заканчивается. Компания Samsung собиралась установить на Васильевском спуске павильон, организовать в нем трансляцию Игр, сделать огромную ледяную горку, но раздумала. Близкий к компании источник объяснил мне, что в штаб-квартире Samsung все взвесили и поняли, что «не будет медиавыхлопа, затраты не окупятся». Компания «Мегафон» устроит на катке в Парке им. Горького фирменный уголок, но, как рассказала пресс-секретарь ГКУ «Мосгорпарк» Светлана Максимченко, спортивных активностей и трансляций там не будет. Кроме того, добавила Светлана, некоторые парки, например «Сокольники», пытались договориться о праве на трансляцию Игр, но никакого ответа от АНО «Спортивное вещание» до сих пор не получили. Торгово-развлекательный центр «Атриум» оказался в этом смысле более везучим: здесь установят 15-метровый экран, где будут показывать соревнования.

Я попросил официантку принести олимпийскую долму (1100 рублей) и олимпийский калмыцкий чай с пышками (650 рублей). Та не поверила своим ушам

Страна понемногу ликует. Сегодня начинается Олимпиада, и многие города, помимо Сочи, отмечают это событие. В Екатеринбурге, Краснодаре, Омске, Хабаровске и еще четырех городах будут даже устроены Live Site - обширные места празднования со светодиодными экранами, концертами, прокатом коньков, обилием света и звука.

Самое удивительное, что триумф спорта почти не затрагивает Москву. Конечно, в течение февраля пройдут некоторые мероприятия. Департамент культуры устраивает ряд тематических выставок, дает обладателям билетов на Игры скидки. Москомтуризм обещает скидки на гостиницы и обзорные экскурсии по городу. В Парке им. Горького весь месяц будут проходить шуточные Первые парковые игры для детей и юношества. В Гостином дворе можно бесплатно поглядеть на черепки, обнаруженные археологами на строительстве олимпийских объектов. На ВВЦ в день открытия Игр пройдет забег «От Олимпиады-2014 к Олимпиаде-80». Победители получат бесплатные билеты в лабиринт страха.

Утомившись от переговоров, я помчался по магазинам. В «Детском мире» ТЦ «Московский» продавались настольные игры, бутылочки и соски с символикой Игр. За 69 рублей я приобрел изделие «Надувные палки-стучалки» с надписью Sochi-2014. Но в своем порыве я был одинок: остальные равнодушно проходили мимо олимпийских стендов, брали кукол Барби и тетради в косую ли­нейку.

Я посетил и главный олимпийский магазин в ГУМе. На входе стоял веселый плюшевый Мишка, горы товаров, среди которых были олимпийские собачьи комбинезоны и багажные ремни, охранялись картонными фигурами Андрея Макаревича, Никиты Михалкова и Игоря Бутмана. Были, слава богу, и живые покупатели, в основном пожилые женщины. Выяснилось, что бешеным спросом пользуются олимпийские перчатки с разноцветными пальцами. Их брали пачками, по 10-15 пар. Хорошо шли жилеты с розовым и апельсиновым пэчворком. А вот хохломские поделки с надписью «Сочи-2014» никому не были нужны. Сиротливо лежала на прилавке книга про Зайку. Зайка была красавицей и училась в Лесной академии. Однажды она подобрала на улице Медвежонка и вылечила его от простуды. Выздоровление отмечали в маленьком ресторанчике.

По олимпийскому магазину ходила растерянная женщина: не могла выбрать майку для внука. Продавцы были далеко, и какой-то сердобольный покупатель пытался помочь.

- Лет ему сколько?

- Лет ему мало, пятнадцать.

- Ага, значит, плеч еще нет?

- Как это плеч нет?! Вот такие плечи...

- Он что, пловец у вас?

- Почему пловец? - изумилась женщина. - Он и борьбой занимается, и этим... господи, как его? Ну танцы - на голове, на руке.

- Вот видите, - заметил покупатель, - на голове танцует, а вы ему - такую майку.

Женщина потерянно взглянула на майку, где Зайка обнималась с Мишкой и Леопардом.

- Купите ему лучше шапку, - посоветовал мужчина. - Шапку он наденет.

- И правда, - вздохнула она, - куплю для прикола.

Кроме магазинов я проверил некоторые предприятия общепита. В ресторане «Олимпийский» мне сказали, что «пока не думали» о фирменных блюдах в честь Игр. Ресторан «Ерник» намеревается со следующей недели ввести «Олимпийский дегустационный сет» за 2400 рублей: поддержать спортсменов можно будет, поедая паштет из фуа-гра и филе из говядины с козлобородником. Зато в ресторане «Гусятникoff» мне удалось обнаружить действующее «Олимпийское меню»: три блюда, якобы приготовленные по рецептам наших олимпийских чемпионов по дзюдо.

Я попросил официантку принести олимпийскую долму (1100 рублей) и олимпийский калмыцкий чай с пышками (650 рублей). Та не поверила своим ушам:

- Олимпийское меню? Вы знаете, этих блюд может и не быть. Их очень давно не заказывали.

Тем не менее блюда нашлись (воображаю, что сказал официантке повар). Долма оказалась так себе: вероятно, чемпион по дзюдо и автор рецепта Арсен Галстян привык использовать покупной фарш. А вот калмыцкий чай мне понравился: густая, теплая, соленая жидкость со вкусом слез. Таким, должно быть, чаем плакал от радости чемпион по дзюдо Мансур Исаев в Лондоне в 2012 году.

Самый главный вопрос оставался неразрешенным: почему в Москве не будет фанатской зоны - с катком, горками, трансляциями, звуком и светом? Ведь Оргкомитет Игр организует Live Site даже в Ханты-Мансийске, а в столице - нет.

Сотрудница пресс-службы Оргкомитета «Сочи-2014» ответа не дала. Она лишь заметила, что предложение о создании фан-зон было разослано администрациям всех городов.

- И администрации Москвы?

- Я не помню, кто был в листе рассылки.

Разговор с Оргкомитетом быстро стал бессмысленным, и я решил восстановить лист рассылки самостоятельно. В пресс-службе мэрии Москвы сказали, что они лично не знают, приходило ли что-нибудь от Оргкомитета, а если приходило, то неизвестно, «на какой стадии зависло». ГБУ «Дирекция спортивных и зрелищных мероприятий», которое устраивало олимпийское факельное шествие, ничего по фан-зонам от Оргкомитета не получало. «Мосгорпарк» - тоже. Я даже говорил с руководителем Москомспорта Алексеем Воробьевым. Он сказал, что насчет фан-зон к нему никто не обращался.

- Вот насчет шествия олимпийского огня - да, обращались, и мы его прекрасно провели. А насчет зон не было инициативы.

Неожиданный след Оргкомитета обнаружился возле Останкинской башни. Прошлой осенью СМИ сообщали, что у ее подножия разместится упомянутый Live Site на 15 тысяч человек: будут светодиодные экраны, места активного отдыха болельщиков, прокат сноубордов и коньков. Но потом все затихло.

Игорь Степанов, пресс-секретарь ФГУП РТРС, в чьем ведении находится Останкинская башня, отпираться не стал:

- Действительно, осенью Орг­комитет «Сочи-2014» прислал нам предложение устроить фан-зону у подножия башни. Мы были очень рады, но все дело в том, что вокруг башни и на башне, как вы знаете, происходит реконструкция. В связи с этим мы не можем организовать такое мероприятие. Мы даже не дошли до обсуждения деталей, в том числе и финансирования, просто отклонили предложение, и все.

Наконец я позвонил Евгению Селеменеву, директору по проектам компании A-group. Он занимается подготовкой столичных фан-зон к чемпионату мира по футболу в Бразилии-2014. Нашу беседу Селеменев предварил тонким наблюдением, что организовать фан-зону гораздо проще в Саранске, нежели в Москве: «Там тебе говорят: вот центральная площадь - и делайте что хотите, лишь бы народ пришел и был доволен».

- А что такое организовать фан-зону в Москве? - объяснил он. - Это прежде всего разрешение на землю. Получают его либо у администрации города, либо в подконтрольных ведомствах. Мы обратились в «Мосгорпарк» в ноябре 2013 года. К тому моменту мы уже провели успешные переговоры со спонсорами, которые были готовы вкладываться в площадку, договорились с прокатчиками света, звука, тентовых конструкций - это же все большая история. Но нам отказали. Пришел ответ, что выделить площадку они нам не могут: нет земли. «В Лужниках - реконструкция, стадион «Динамо» - снесли, в парке Горького проходит другое мероприятие». Примерно так. Я полагаю, что они просто резервируют площадку под кого-то своего - кто придет «сверху», например, от администрации города. Ведь все решает она, а не Оргкомитет, - продолжал Селеменев, - и если от Собянина не поступает команды, никто в это ввязываться не будет: лишние проблемы, лишний бюджет. Одна фан-зона может стоит несколько десятков миллионов рублей.

То есть если за первую неделю Игр четыре тысячи человек попробуют «Олимпийский дегустационный сет», а еще шесть тысяч выпьют калмыцкого чая и съедят долму победы, то Live Site в «Сокольниках» или Парке им. Горького можно запросто построить еще до окончания Игр.