В Сочи я впервые в своей 45-летней жизни увидел тысячи, десятки тысяч открытых, доброжелательных, трезвых, радующихся себе и другим соотечественников

Заместитель главного редактора "Ведомостей" о том, ради чего стоило проводить Олимпиаду

Тот, кто там был, или тот, кто там не был

В жизни своей все, наверное, правы.

Я подниму вас под самое небо.

Сколько за небо заплатите вы?

М. Калинкин

Чуть-чуть затормозил,

Ботинки разгрузил,

На языки нажал,

Коленки вниз поджал,

Маманю помянул

И на бугор скакнул,

Уткнулся носом в жижу,

И отстегнулись лыжи.

М. Калинкин

Когда ты возвращаешься с горы

В свои давно привычные планеты,

В душе пылают яркие костры

Из ледников и солнечного света.

Они посеребряют струны лир

И узкие срывают оболочки,

И твой привычный старый сонный мир

Разогревают до кипенья точки.

И в семь пятнадцать хочется вставать,

И поступать решительно и смело,

Мир верными словами называть,

И делать, делать, делать, делать, делать!!!

М. Калинкин

Игры для меня, к сожалению, закончились - пора возвращаться в Москву. В свой последний день в Сочи я с утра отправился на "Горную карусель" - единственный открытый для катания в дни Олимпиады комплекс: проверить своими ногами, что из себя представляет Сочи (т. е. Красная поляна) как горнолыжный курорт. Очень понравилось - лучше того, что я ожидал. Упомянутых в эпиграфе бугорков и луж на трассах нет. Конечно, количеством и протяженностью трасс с Альпами или Эльбрусом "Горная карусель" соперничать не может, но в отличие от того же Эльбруса сочинские трассы регулярно ратрачат, оборудование в прокате новое, кресельные подъемники - с экранами, защищающими от снега и ветра. Ски-пасс продается только на целый день, стоит 1600 руб., лыжи с ботинками обошлись мне в 1200 руб.

В отличие, например, от пафосного Гштаада, профиль трасс стабилен и всегда соответствует заявленному уровню сложности: красные трассы - красные, синие - синие. Трассы не очень длинные, т. е. это отличное место для того, чтобы впервые встать на лыжи. Что посетители Олимпиады и волонтеры (в свои выходные дни) охотно и делают: кто-то специально привез с собой на Игры оборудование из дома, зная, что выдастся возможность покататься, но многие впервые открыли для себя лыжи и сноуборд. Одну начинающую досочницу мне даже пришлось спускать с горы - она неосмотрительно выехала на красную трассу и на последних сотнях метров силы ее окончательно покинули.

Снега в горах не было уже недели три, но ни проплешин, ни "каши" на трассах "Горной карусели" в первой половине дня в воскресенье не было. Но если владельцы всех горнолыжных комплексов в Красной поляне не договорятся о едином ски-пассе, это будет безумием. Потому что опытному лыжнику трассы "Горной карусели" наскучат за один-два дня (думаю, то же самое можно сказать и обо всех других комплексах Красной поляны по отдельности).

/ Красная трасса на “Горной карусели”. Воскресенье, около 10 утра. Лыжники вот-вот появятся: уровень катания по большей части пока еще невысок, поэтому я успел спуститься к этой точке первым.
/ Красная трасса на “Горной карусели”. Воскресенье, около 10 утра. Лыжники вот-вот появятся: уровень катания по большей части пока еще невысок, поэтому я успел спуститься к этой точке первым.
/ Ведомости
/ Ведомости
/ Ведомости
/ Ведомости

Здесь же, на горе, я обнаружил филиппинских горничных - они набрались смелости и сели на канатку, чтобы впервые увидеть снег и горы. До Олимпиады говорилось, что филиппинок могут завезти тысячами - чтобы обслуживать гостей Игр. Но мне они рассказали, что их всего 60 - работают на теплоходе, превращенном на время Игр в гостиницу.

По дороге из отеля в аэропорт я еще успел заехать в Олимпийский парк и встретиться со своим старым другом и коллегой Петром Юдиным, директором по коммуникациям GE в России/СНГ (GE - один из глобальных партнеров МОК). Петр попросил, чтобы я его процитировал: "Мы привыкли гордиться прошлым нашей страны - победой в войне, космосом. Оказавшись сейчас в Сочи, я впервые испытываю гордость за настоящее России, за то, что здесь построено".

А меня сильнее всего впечатляют даже не спортивные объекты, а люди, которые на них приходят. Ведь что из себя представляет обычная русская толпа? Это десятки, сотни, тысячи (зависит от масштаба события) настороженных людей, всегда готовых дать отпор друг другу или внешней силе. В Сочи я впервые в своей 45-летней жизни увидел тысячи, десятки тысяч открытых, доброжелательных, трезвых, радующихся себе и другим соотечественников. Ради этого точно стоило проводить Олимпиаду! Так как вокруг много иностранцев и общаться приходилось на разных языках, я регулярно ловил себя на том, что думаю на английском или на французском, - как во время своих заграничных командировок. Атмосфера была настолько позитивной и дружелюбной (за исключением пары стычек с иностранными коллегами, см. предыдущий пост), что я просто забывал, что нахожусь в России! А вспоминая, что я все-таки дома, ощущения комфорта я не терял.

/ Ведомости
/ Ведомости
/ Ведомости
/ Ведомости

Не знаю, насколько у нас у всех сохранится этот позитивный настрой, когда мы вернемся по домам с сочинских гор и равнин, но хотелось бы подольше.

С Олимпийским приветом, А. Губский

P.S.

Жена, встретив меня в Москве, сказала, что меня в Сочи облучили, и в голове у меня теперь Первый канал. В оправдание могу сказать, что за все дни соревнований я ни разу не смотрел наше телевидение - только соревнования вживую или технические трансляции для журналистов без звука - даже не знаю, кто что комментирует. И если меня что-то и облучило, то это были радость и позитив, который источали сотни людей из разных городов и стран, с которыми мне посчастливилось общаться в Сочи во время Игр. Буду копить деньги на Пхенчан-2018, чтобы поехать туда всей семьей.

P.P.S.

Спасибо тем, кто читал эти записки олимпийского неофита. Как вы могли догадаться, это не тексты "Ведомостей", а просто мои записанные наблюдения - то, что я видел, слышал, чувствовал. Спасибо тем, кто лайкал. И извините те, кто не нашел в них подтверждения своим мыслям, что в стране совсем все плохо и Олимпиада станет еще одним тому свидетельством. Не стала.

Не надо обвинять меня и моих коллег из "Ведомостей", пишущих из Сочи позитивные репортажи, в том, что мы “продались режиму”. Конечно, никто никому не продался. Но журналист не может заниматься ни пропагандой, ни контрпропагандой - он обязан сообщать факты. Не думаю, что кто-то больше "Ведомостей" сделал для разоблачения сочинских и прочих казнокрадов. Следователям и прокурорам даже не нужно напрягаться - достаточно взять подшивку “Ведомостей”. Я искренне верю, что когда-то казнокрады (и прочие преступники) предстанут перед настоящим судом, и их имущество - хотя бы частично - будет конфисковано. Но нельзя ставить знак равенства между режимом и страной, между правящей верхушкой и народом. Страна у нас великая, и люди по большей части замечательные, что эта Олимпиада еще раз и подтвердила. Да, с правителями в очередной раз не повезло, ну так давайте думать, действовать и честно делать свое дело, чтобы в следующий раз повезло больше. Ведь это наша страна!

Я познакомился в Сочи не только со спортсменами, болельщиками и функционерами, но и с поставщиками - не абстрактными ООО, а конкретными людьми, которые и сделали эту Олимпиаду. С поставщиками, которые живут здесь месяцами вдали от семей и даже не имеют возможности сходить на соревнования. С поставщиками, которым головотяп-заказчик начал строить объект в день, когда они уже должны были начать монтировать там оборудование. С поставщиками, которые вынуждены переплачивать за логистические услуги компаниям, аффилированным с заказчиками, в 4 раза по сравнению с московскими ценами. С поставщиками, которые не то что не заработают на Олимпиаде, а скорее всего даже не вернут вложенного. И тем не менее они не разбежались по домам, плюнув на весь тот бардак, что творился во время подготовки к Олимпиаде, не бросили свои объекты, а сдали их к началу Игр. Просто потому, что они привыкли делать свою работу честно. И им "за державу обидно". Один из них сказал мне: "Эта Олимпиада состоялась не благодаря, а вопреки". Думаю, что на самом деле она состоялась как раз благодаря им.

Игры в Сочи проходят прекрасно и, надеюсь, также и завершатся.