Медаль, которой не должно было быть

Репортаж спецкора «Ведомостей» после серебряной эстафеты в женском биатлоне
© РИА Новости

Сразу признаюсь в вопиющем непрофессионализме: всю женскую биатлонную эстафету 4 х 6 км, в которой сборная России выиграла серебряные медали, я провел, сидя в пресс-центре. Я сидел на одном месте - вполоборота к монитору - и боялся пошевелиться. С самого начала гонки мною была допущена стратегическая ошибка: решение посмотреть первую стрельбу россиянки Яны Романовой в пресс-центре - а потом уже идти на рубежи, поближе к тренерской бирже. Видеть все эмоции, подслушать, если получится, подсказки, пообщаться с людьми биатлона. Но удачная стрельба россиянки пригвоздила меня к месту. Я понял: что бы ни произошло - до конца гонки я буду сидеть в этой же позе у монитора.

Если вы считаете, что в этом есть что-то нездоровое, то рискну вас огорчить: примерно этим же сегодня занимался весь российский пресс-центр. Кто-то сразу ушел на рубежи, а потом, несмотря на холод, решил не возвращаться. Кто-то пропустил начало гонки и, после того как стало понятно, что мы идем на медаль, принял мужественное решение - не смотреть до самого финиша. Тон же дню задала руководитель медиаслужбы Союза биатлонистов России Мария Байдина, которая за три дня до конца Олимпиады решила коротко подстричься. Вдруг хоть это сработает.

Другого выхода у нас не было: в Сочи российский биатлон переживает свою худшую Олимпиаду в истории. В первый и последний раз мы приезжали с Олимпиад без медали в 1960 г. - правда, с маленьким нюансом: тогда в программе Игр была лишь одна гонка, мужская на 20 км. Там была медаль, но не победа. Все остальные 12 Олимпиад подряд у нас были победители в биатлоне. Только не в Сочи.

«Ладно, осталось чуть-чуть. Еще три дня позора - и мы едем домой», - написал мне вчера один из представителей биатлонной сборной. «Может, все-таки будет чудо?» - предположил я. «Надеемся на лучшее, готовимся к худшему», - мрачно заметил он.

Умом все понимали: ни о какой медали в сегодняшней женской эстафете не может быть и речи. К старту подходит абсолютно разбалансированная, издерганная и полубольная четверка, где к тому же просто нет замен. Вечером накануне гонки Екатерина Глазырина, которую не включили в состав (и было понятно почему - в течение сезона она ни в одной гонке не попала даже в тридцатку сильнейших), написала в одной из соцсетей: «У нас не команда, а......». И для усиления эффекта поставила на аватар фотографию черной кошки с надписью The End. На этом маленьком примере можно понять, в какой атмосфере живет здесь сборная России по биатлону.

Этой медали не должно было быть. Но у нас ее заработали четыре человека. Можно назвать тысячи веских причин, почему сегодня у них не должно было получиться.

Первый этап. Яна Романова. Нарицательное имя в российском биатлоне. В сборной России - с 2008 г., несколько лет назад в Ханты-Мансийске выиграла одну гонку на этапах Кубка мира. Больше успехов не было. При этом исправно включалась в состав, вызывая различные толки о земляческой природе своего везения. Но на безрыбье этого сезона стала чуть ли не лидером. Романова несколько дней назад пропустила масс-старт - и сейчас понятно, что это было верное решение. Сегодня она пробежала так, как никогда в жизни: лишь один дополнительный патрон и второе место после своего этапа.

Второй этап. Ольга Зайцева. Я не буду про нее много говорить - что говорить про двукратную олимпийскую чемпионку и трехкратную чемпионку мира? Я просто перепишу тот диагноз, с которым она вернулась из травмпункта - после памятного падения в масс-старте несколько дней назад. «Ушиб бедра, подозрение на микроразрыв четырехглавой мышцы бедра, ушиб плеча и сотрясение мозга». И вот с такими травмами 35-летняя спортсменка бежала эту гонку. Было тяжело, но она дотерпела. Делим третье-четвертое место.

Третий этап. Екатерина Шумилова. Та самая Шумилова, которая считалась совершенно безнадежной в плане хоть каких-то результатов, сопоставимых с мировыми. Уже в Сочи к ее напастям добавилось невезение - в первой же гонке первого дня Игр она упала и сломала винтовку. До старта смотрелась самым слабым звеном четверки (заменив в последний момент Екатерину Глазырину), но именно она - единственная из всех наших - прошла рубежи без дополнительных патронов, передала эстафету третьей - и стало понятно, что медаль на горизонте.

Четвертый этап. Ольга Вилухина. Ранее, когда она стала серебряным призером сочинского спринта, мы описывали ее злоключения в межсезонье . После этого она заболела - такое часто случается, когда спортсмен на пике формы. Организм представляет собой лакомый кусок для самых невинных инфекций. Выходила на старт сегодня с продолжающимся насморком - и даже во время интервью в микст-зоне говорила чуть в нос. Обыграла монстра Туру Бергер из Норвегии в очной борьбе и финишировала второй.

Женская сборная России по биатлону в составе Яны Романовой, Ольги Зайцевой, Екатерины Шумиловой и Ольги Вилухиной - серебряные призеры Олимпийских игр в эстафете 4 х 6 км. Эти слова хочется произносить несколько раз, медленно, чуть смакуя. Поверить в их реальность не получится еще долго.

И я буду неправ, если не упомяну еще одного человека. Немец Вольфганг Пихлер. Трудно представить иностранного тренера во всех олимпийских сборных России, который бы за эти три сезона подвергался большим публичным унижениям и насмешкам. Но именно у Пихлера тренировались три из четырех девушек, ставших сегодня призерами Олимпиады. Именно он сохранил женскую сборную России хоть в каком-то боевом состоянии - пока у его коллеги по параллельной группе сразу двух спортсменок перед Сочи отстранили за положительную допинг-пробу. Сегодня Пихлеру стоит сказать за это спасибо.

Завтра у нас заключительный биатлонный старт Игр-2014: мужская эстафета. Готовимся к худшему, но верим в лучшее. Пока мы еще можем избежать исторического антирекорда. Сегодняшний день показал, что чудеса возможны.