Ритейлеры отмечают дальнейшее снижение потребительского спроса - ВШЭ


Российская розница сдержанно отреагировала на неблагоприятные условия в I квартале 2014 г., следует из данных Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований ВШЭ. Индекс предпринимательской уверенности вырос лишь на 1 процентный пункт, до +4%, по сравнению с прошлым кварталом (в I квартале 2013 г. он составлял +8%). Данные основаны на опросе около 4000 руководителей торговых организаций, который каждый квартал проводит Федеральная служба государственной статистики.

Слабый рост уверенности торговцев связан исключительно с надеждами, что экономическая ситуация во II квартале улучшится, отмечают в ВШЭ. Остальные составляющие индикатора - экономическая ситуация и объемы складских запасов - продолжили накапливать негативные оценки продавцов.

Замедление на потребительском рынке, о котором крупнейшие игроки российской розницы начали говорить в конце прошлого года, продолжилось. Это сказалось на спросе и объемах продаж, отмечают эксперты ВШЭ. За первые три месяца 2014 г. сокращение заказов на поставку товаров стало еще более заметно, чем в IV квартале 2013 г., и «приобрело довольно масштабный характер». Торговцев, которые заметили рост спроса, оказалось 19%, а тех, кто заявил о сокращении спроса, - 23%. Более 35% предпринимателей заявили, что их прибыль снизилась за I квартал. 43% заявили, что их прибыль не изменилась.

Продолжили снижаться объемы продаж в рознице - об их снижении заявили 30% опрошенных торговцев. 49% ритейлеров не заметили изменений динамики продаж ни в лучшую, ни в худшую сторону. За I квартал 10% опрошенных торговцев сократили ассортиментную матрицу, отметили эксперты ВШЭ. Такое заметное сокращение наблюдалось лишь в I квартале 2010 г., когда предприниматели задействовали все возможные способы оптимизации и стабилизации своего бизнеса, отметили эксперты. При этом темпы роста цен начали ускоряться: о росте цен реализации заявили 46% продавцов, наибольший рост стоимости шел по продовольственным товарам, говорится в исследовании ВШЭ. Ревизия ассортимента выглядит как поиск новой пропорции импорта и отечественных производителей на фоне того, что спрос потребителей смещается в более дешевые товары, считают в ВШЭ. Это может быть связано с продолжительной девальвацией рубля. «Пока в большинстве компаний, кроме тех, кто работает по долгосрочным контрактам, импорт реализуется в рамках партий, закупленных по прежним курсам, однако этих запасов хватит максимум на пару месяцев», - описывают результаты опроса сетей аналитики.