МЭР предлагает привязать тарифы РЖД к стоимости грузов


Минэкономразвития предлагает увязать ценовой коридор тарифа РЖД с конечной стоимостью перевозимого груза. Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на текст письма ведомства от 20 февраля, сейчас использование ценового коридора монополией непрозрачно. Новая модель позволяет применять скидки при падении мировых цен и увеличивать тариф при их росте. Как следует из письма, это консолидированная позиция МЭР, ФАС, Минтранса и ФСТ, говорится в документе.

С 2013 г. РЖД получила разрешение ФТС на право давать скидку до 12,8% от тарифа или устанавливать наценку до 13,4% на перевозку отдельных видов грузов. Снижать тариф монополия готова только при долгосрочных контрактах с гарантированным объемом грузов. Индексация допускается, если средняя стоимость груза не менее чем за три месяца вырастет на 25% и более по сравнению со средней стоимостью груза за аналогичный период в течение трех лет.

В Минэкономразвития предлагают применять новую формулу не в обязательном порядке, а «исходя из экономической целесообразности для РЖД и с учетом интересов грузоотправителей». В министерстве также добавили, что сейчас речь идет, скорее, уже не о мировых ценах, а о внутренних.

Проекту МЖР предшествовало обращение президента «Роснефти» Игоря Сечина к Дмитрию Медведеву. Сечин предлагал лишить РЖД права изменять цены на перевозку груза из-за непрозрачности процесса. В правительстве идею не поддержали, но над проблемой задумались. Предложение МЭР будет обсуждаться у вице-премьера Аркадия Дворковича в конце апреля.

В РЖД слышали о предложении Минэкономразвития и «находят его здравым». При этом источник в монополии не видит в нем логики: «Я понимаю, если речь идет только об экспортных перевозках, но, если также и о внутренних, звучит немного странно»,- говорит он. В «Русале» предложение ведомства поддерживают. Источник в одной из крупных металлургических компаний пояснил, что они «готовы делиться с РЖД», если ситуация на мировом рынке будет складываться благоприятно, и наоборот. Собеседник в одной из угольных компаний, отмечает, что «уголь не биржевой товар, индексы спотовых цен строятся на опросе продавцов и покупателей о приемлемых ценах, но реальные цены контрактов могут существенно отличаться». Компании могут потерять, если индексы пойдут вверх.