РЖД не смогла снизить расходы в 2013 году из-за пустых вагонов

В 2013 году монополия сократила издержки на 98,8 млрд рублей, операционные расходы выросли на 1,5% до 1,31 трлн рублей
Е.Разумный для Ведомостей

Несмотря на все попытки сэкономить, РЖД не смогла в 2013 г. снизить себестоимость. Она выросла на 1,5% до 1,31 трлн руб., следует из бухгалтерского отчета монополии по РСБУ за прошлый год. Выручка РЖД за 2013 г. выросла на 0,7% до 1,37 трлн руб., а чистая прибыль сократилась в 19 раз до 740 млн руб.

О причинах роста себестоимости представитель РЖД говорить не стал, лишь подчеркнув, что он произошел, несмотря на сокращение издержек на 98,8 млрд руб. в 2013 г. В середине прошлого года совет директоров РЖД одобрил программу сокращения расходов на 81,8 млрд руб. Однако уже осенью монополия столкнулась с дальнейшим падением доходов и была вынуждена снизить расходы в IV квартале еще на 17 млрд руб., рассказывает представитель РЖД. По его словам, монополия экономила за счет оптимизации технологических процессов (оптимизация плеч обслуживания локомотивов, совершенствование графика движения поездов и др.), роста внутренней эффективности деятельности, снижения закупочных цен.

Судя по балансу РЖД за 2013 г., выросла себестоимость грузовых перевозок (на 1%, до 1,027 трлн руб.), перевозок пассажиров в дальнем следовании (на 9,3% до 6,7 млрд руб.), в пригородном сообщении (в 38,6 раза до 1,1 млрд руб.), услуг инфраструктуры (на 2,9% до 122,3 млрд руб.), ремонта подвижного состава (на 33,2% до 16,5 млрд руб.) и др. Сократилась себестоимость услуг локомотивной тяги (на 1,8% до 8,2 млрд руб.), строительства объектов инфраструктуры (на 20,8% до 765 млн руб.).

Основная причина роста себестоимости - увеличение числа порожних рейсов, рост экспортных перевозок угля (один из самых дешевых грузов) и сокращение доли высококачественных грузов, объясняет гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. В 2013 г. грузооборот с учетом порожнего пробега вырос на 1,1% до 2,81 млрд тонно-километров, а погрузка упала на 2,8% до 1,23 млрд т. Перевозки угля увеличились на 1% по сравнению с 2012 г. до 310 млн т. Это привело к снижению тарифных платежей по грузовым перевозкам (без учета перевозок порожних вагонов) РЖД на 3,8% до 829,3 млрд руб., подсчитал Бурмистров. Средняя тарифная плата РЖД за перевозку угля в 2013 г. снизилась на 11,5% до 157 руб. за 1000 тонно-километров, а на экспорт - на 10% до 129 руб. При этом в среднем тарифная плата сократилась на 2,9% до 379 руб. Как результат - прибыль РЖД от грузовых перевозок снизилась на 15,7% до 60,6 млрд руб.

РЖД пыталась повысить стоимость перевозок угля на Дальний Восток в рамках тарифного коридора (на 12%), но решение не было принято. Сейчас монополия создала рабочую группу для изменения тарифной системы - сближения классов грузов.

Если бы РЖД не сэкономила почти 100 млрд руб. в прошлом году, то получила бы убыток, рассуждает Бурмистров. В конце прошлого года правительство решило заморозить тарифы естественных монополий в 2014 г. Президент монополии Владимир Якунин грозил правительству возможным убытком в этом году в 62 млрд руб., если оно не разрешит повысить тарифы на перевозки нефтеналивных грузов на 6% и не даст РЖД субсидию в 30 млрд руб. Правительство согласилось выделить только 26 млрд руб. - на ремонт инфраструктуры, вопрос об индексации тарифов на перевозки пока не решен.