Евгений Зуенко: Лови момент

О том, что еще осталось от Олимпиады в Сочи - кроме спортивных объектов и медалей

Все люди делятся на две части, а по любому вопросу есть две новости - хорошая и плохая. Так уж устроено наше мироздание, и наверняка отыщется десяток-другой популярных трудов, в которых этот закон излагается, анализируется и служит основанием для полезных выводов. Так вот, по поводу российского спорта тоже есть новость плохая и новость хорошая. И - как часто бывает - это одна и та же новость.

Сперва о плохом. Люди, живо интересующиеся состоянием дел в спортивной индустрии, прямо сейчас активно генерируют в соцсетях печаль и уныние, обсуждая динамику колебания аудитории в феврале и марте. Суть проблемы в том, что во время Олимпиады в Сочи практически все специализированные интернет-ресурсы установили собственные рекорды посещаемости. В лидерах были порталы sportbox.ru и championat.com: у первого в феврале число посетителей скакнуло с обычных 6,4-6,7 млн до 17,576 млн посетителей в месяц, второй увеличил аудиторию с 7,7 млн до 14,85 млн ежемесячных посетителей. В целом же согласно замерам liveinternet.ru аудитория русскоязычного спортивного интернета в месяц проведения Олимпиады выросла с привычных 50-51 млн до 72,87 млн. Выросла - и рухнула обратно: уже в марте посещаемость сайтов категории "спорт" просела до отметки 59 млн, а у двух лидеров - до уровня 8-8,5 млн посетителей.

Примерно такая же картина и во всех прочих медиакатегориях: телерейтинги спорта в феврале побили все рекорды (одну церемонию открытия по ТВ посмотрели около 43 млн жителей российских городов - плюс неизвестное число обитателей деревень, коттеджных поселков, малых городов и жителей Крыма). А уже в марте в списке лидеров нет ни хоккея, ни биатлона, ни футбола. Что позволяет аналитикам уверенно рассуждать о том, что недолго музыка играла, февральские рекорды были случайной флуктуацией и ждет наш спортивный рынок безрадостное будущее в виде стагнации, нехватки рекламных денег и все более ожесточенной борьбы за пересыхающие бюджетные ручейки.

Плохие прогнозы делать легко и удобно: либо окажешься недурным предсказателем, либо жизнь приятно удивит. Но в приведенных цифрах можно и нужно видеть не только повод для печали. Конечно, в марте аудитория спортивных трансляций, шоу и новостных лент резко сократилась, но, с другой стороны, в I квартале 2014 г. случилось историческое: впервые мы получили экспериментальное подтверждение того факта, что в России вообще существует огромная платежеспособная аудитория, которой интересен спорт.

И это самая главная хорошая новость для индустрии за много лет: оказывается, в стране есть 40-50 млн человек, готовых смотреть спортивные шоу. Да, значительная часть этих зрителей до сих пор не имели привычки сознательно искать любимое фигурное катание в телепрограмме, не набирали в строке поиска "Юлия Липницкая" и не знали о существовании шорт-трека вообще и Виктора Ана в частности. Но ведь теперь все изменилось, не так ли?

Штамп "наутро мы проснулись в другой стране" потому и стал штампом, что он легко применим к разным ситуациям. К нашей тоже. Отечественный спорт наутро после Сочи проснулся в обществе, которое впервые за много лет им заинтересовалось. В стране, где даже у того спорта, который не футбол, есть аудитория в миллионы потенциальных зрителей, где рекламодателей и спонсоров можно не загонять административной дубинкой, а привлекать естественным образом - продавая им эту самую аудиторию.

Миллиарды, потраченные на Олимпиаду, оставили не только трамплины, катки и стадионы. Попутно был создан и раскручен целый букет хорошо узнаваемых брендов: "Юля Липницкая", "Аделина Сотникова", "Волосожар - Траньков", "Виктор Ан", "Зубков и Воевода", "Антон Шипулин", "Александр Легков", "Вик Уайлд", "фигурное катание", "шорт-трек", "керлинг" и т. д. Профессионалам осталась сущая мелочь - воспользоваться этим.

Если они профессионалы, конечно.

Автор - главный редактор журнала PROспорт