«Газпром нефть»: цена на нефть меньше $90 приведет к снижению мировой добычи

В результате цены вновь пойдут вверх и могут превысить нынешний уровень

Снижение цены на нефть ниже $90 за баррель неизбежно приведет к сокращению инвестиций в нефтедобычу в мире, что спровоцирует обратный рост цен, возможно, даже выше нынешнего уровня, считает генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков. Общеотраслевой консенсус - $95-115 за баррель, эта цена устраивает и потребителей, и производителей, так как она обусловлена фундаментальными факторами: спросом, предложением и себестоимостью добычи, говорит он.

На прошлой неделе американский еженедельник Barron's (издается Dow Jones) опубликовал прогноз, согласно которому в ближайшие пять лет цена на нефть может снизиться до $75 за баррель. Открыты большие запасы нетрадиционной нефти, в объеме до 1 трлн баррелей, ее большую часть можно добывать при такой цене, отмечает Barron's. Это должно оказать положительный эффект на экономику США и ударить по России, чьи основные ресурсы нефти находятся в дорогой для разработки Сибири.

Издание напоминает, что призывы снизить цену на нефть возникли после вхождения Крыма в состав России, которую таким образом предлагается наказать, так как нефть является важным источником наполнения бюджета. Консультант по энергетике Филип Верлегер в качестве «серьезного ответа на агрессию России» публично предложил США продать почти 700 млн баррелей нефти из стратегических резервов, чтобы «снизить цены на нефть и серьезно навредить России».

Чтобы повлиять на цены, рынку нужно предложить дополнительные 100-150 млн т нефти в год, говорит Дюков. Это около 3 млн баррелей в сутки. В масштабах мирового потребления в 91 млн баррелей -- это не много. Но большая часть этой нефти продается по долгосрочным контрактам, на споте торгуется около 15 млн баррелей, именно они определяют цену, в том числе долгосрочных контрактов. Поэтому если к ним добавить еще 3 млн, то это может оказать влияние на цену. Но для ее значительного снижения такие дополнительные объемы нефти должны присутствовать на рынке на долгосрочной основе, а не в рамках разовых поставок, отмечает он.

От снижения цены выиграет только потребитель, производители, в том числе ОПЕК, пострадают. При этом именно страны ОПЕК: Саудовская Аравия, Кувейт, АОЭ имеют свободные мощности, чтобы нарастить добычи и предложить рынку эти дополнительные 3 млн баррелей в сутки, говорит Дюков. И не факт, что, потеряв в цене, они выиграют на объеме продаж, скорее потеряют, потому что у той же Саудовской Аравии бюджет сбалансирован при цене $90-100 за баррель, отмечает он. Время от времени ОПЕК может резко нарастить добычу с сбить цену, но это делается для того, чтобы «шугануть» производителей дорогой нетрадиционной и шельфовой нефти, чтобы вытеснить их и увеличить долю рынка, рассказывает топ-менеджер. Но это разовые акции, долго цена в $80-90 ОПЕК не нужна. Появление иранской нефти на рынке Дюков считает долгосрочной перспективой.

Что касается США, то они действительно наращивают добычу за счет нетрадиционной нефти, но себестоимость ее добычи составляет $65-85 за баррель, утверждает топ-менеджер. Все больше нефти добывается на глубоководном шельфе, ее себестоимость приближается к $100, а разработка нефтяных песков в Канаде - $110, говорит Дюков. Поэтому цены ниже $90 снизят эффективность этих проектов, инвестиции в них уменьшатся, предложение снизится. и цены вновь вернутся на прежний уровень. Но, «отскок может быть и более существенным», - предупреждает Дюков.

В то же время, говорит он, добыча на Приразломном месторождении («Газпром нефть» - его оператор) в арктическом Печорском море эффективна при цене $80 за баррель.