General Electric хочет купить только энергетический бизнес Alstom

На его долю приходится 71% выручки Alstom, судьба сделки будет в значительной степени зависеть от правительства Франции
Chris Ratcliffe/ Bloomberg

General Electric ведет переговоры о покупке энергетического бизнеса французской компании Alstom. Сделка позволит американской корпорации сократить зависимость от финансового бизнеса. Однако правительство Франции уже предупредило американский конгломерат, что будет защищать национальные интересы. Alstom является одним из крупнейших работодателей в стране (в компании 18 000 сотрудников). Поэтому правительство работает над альтернативами предложению GE, чтобы сохранить предприятие во Франции, сообщил министр экономики Арно Монтебур. «Alstom - это символ силы французской промышленности и ноу-хау», - сказал он газете Le Monde.

В четверг появилась информация о том, что американская компания думает сделать Alstom предложение о покупке за $13 млрд (для GE эта сделка может стать одной из крупнейших за последнее десятилетие). Из-за этого акции Alstom выросли на 16%, хотя компания заявила, что ей «неизвестно о потенциальной публичной оферте выкупить акции». Компания Bouygues, которой принадлежит почти 30% акций Alstom и которая, по информации Bloomberg, и хотела бы выступить продавцом, а также GE отказались от комментариев.

После этого Монтебур сразу встретился с гендиректором Alstom Патриком Кроном, а вскоре у него вместе с премьер-министром Франции запланирована встреча с представителями GE. Как пишет Bloomberg, совет директоров Alstom в пятницу планирует собраться, чтобы обсудить предложение GE.

В четверг, когда еще не было информации о конкретных планах GE, казалось, что поглощение Alstom может создать угрозу ее работе в России. Один из партнеров французской компании - РЖД, президент которой Владимир Якунин подпал под санкции США.

На самом деле GE интересуется только энергетическим подразделением Alstom, на которое, однако, приходится 71% из годовой выручки компании в 20 млрд евро, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на людей, знакомых с ситуацией. Это же Financial Times подтвердил парижский банкир. Правда, ранее Alstom заявляла о планах выделить в отдельную компанию свое второе подразделение, транспортное, которое, в частности, производит знаменитые сверхскоростные поезда TGV, напоминает FT.

Покупка энергетических активов Alstom поможет GE сократить зависимость от финансового бизнеса. Ее гендиректор Джеффри Иммелт намерен увеличить прибыль компании от промышленных операций и генерации электроэнергии. В прошлом году выручка энергетического бизнеса GE была равна $24,7 млрд, а всей корпорации - $146 млрд. За последние три квартала 2013 г. выручка энергетического бизнеса Alstom составила 10,3 млрд евро ($14,2 млрд), отмечает WSJ.

Французская и американская компания конкурируют между собой на многих европейских рынках по производству энергогенерирующего оборудования. Поэтому объединение их активов не только создаст одного из крупнейших игроков европейской электроэнергетики, но и привлечет внимание антимонопольных органов ЕС. «Хоть GE и Alstom в определенной степени дополняют друг друга, но на некоторых рынках они перекрывают друг друга, - отмечает Марко Слотбоом, юрист VVGB по антимонопольному праву. - Антимонопольные органы захотят знать, будет ли у потребителей достаточный выбор поставщиков в результате сделки».

GE доминирует в производстве газовых турбин. Согласно анализу Citigroup в 2012 г. на ее долю приходилось 42% мирового рынка, а Alstom занимала 4-е место с долей 4%. Еще французская компания является вторым после Siemens западным производителем турбин для электростанций, работающих на угле. Поэтому сделка позволит GE выйти на новые рынки, где клиенты не готовы покупать более дорогие газовые турбины.

Около трети продаж Alstom приходится на Западную Европу. Покупка активов увеличит базу установленного оборудования GE, и корпорация сможет зарабатывать на его сервисном обслуживании и ремонте, отмечают аналитики Bernstein Research.

Вместе с тем интересующий GE актив не без проблем: Alstom испытывала трудности из-за слабости развивающихся рынков, медленного экономического роста в Европе и сокращения расходов европейских коммунальщиков.

Интерес для GE также может представлять разница в операционной марже. Если у Alstom она составляет 6%, то у промышленного бизнеса GE - 16%, говорит аналитик Citigroup Дин Дрей. По его мнению, сделка для американской корпорации может окупиться, если она будет управлять операциями Alstom более эффективно. «Это станет очень интересным проектом по рационализации расходов, - сказал он. - Это одна из тех вещей, в которых GE хороша».

Кроме того, сделка дает GE шанс инвестировать часть из своих зарубежных денежных средств, размер которых на конец 2013 г. достиг $57 млрд. Компания обязана была бы заплатить налог на прибыль, если бы вернула деньги в США, например, для выплаты дивидендов или выкупа акций, отмечает WSJ. Но американские компании могут покупать зарубежные предприятия, не уплачивая этот налог, что делает такие транзакции более привлекательными.

В любом случае у сделки будет серьезный политический аспект: в 2004 г. французское правительство спасло Alstom от банкротства и сейчас она сильно зависит от заказов со стороны государственного оператора железных дорог SNCF и газовой компании EDF, напоминает FT.