Heineken продолжил снижение производства пива в России

Российский рынок пива в I квартале так и не начал восстанавливаться

Голландская пивоваренная компания Heineken первой из крупных производителей пива отчиталась за I квартал 2014 г. Компания сократила производство пива в России на 13-16% (mid-teen), следует из квартального отчета. Сокращение превысило 15%, уточнил представитель Heineken. На рынке пива России продолжился спад, констатирует компания в отчете. Это привело к общему снижению производства Heineken в Центральной и Восточной Европе на 5,1%. Если бы не Россия, объем производства пива в регионе был бы на уровне прошлого года.

Выручка группы за отчетный квартал в Центральной и Восточной Европе составила 634 млн евро, сократившись на 6,8% год к году. Данных по России в отчете нет.

Рынок в 2014 г. «очень тяжелый» - это «очередной год падающего рынка», говорит гендиректор Московской пивоваренной компании Игорь Дементьев. «Нашей компании стоит значительных усилий сохранить небольшой рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года», - добавляет он.

Пивоваренная отрасль продолжает страдать от жесткого регулирования и роста налогов: они ограничивают «коммерческую свободу» отрасли, писала Heineken в отчете за 2013 г. В прошлом году падение продаж Heineken было двузначным, рассказывал «Ведомостям» представитель пивовара. Слабые показатели Восточной Европы снизили консолидированную операционную прибыль всей компании на 13% за год. Кроме того, в прошлом году пивовар № 3 в мире списал 102 млн евро из-за обесценения своих активов в России. Обесценение коснулось как нематериальных активов (товарные знаки, интеллектуальная собственность и др.), так и основных средств (недвижимость, производственные мощности, оборудование).

Всего, по подсчетам директора центра ЦИФРРА Вадима Дробиза, российский рынок пива сократился за прошлый год на 3% (в натуральном выражении), но падение было сглажено ростом мелких и средних пивоваров, отнимающих долю у крупных игроков. В январе - марте 2014 г. рынок продолжил снижение - производство пива сократилось на 3,6%, подсчитывает Дробиз. В начале 2014 г. падение замедлилось по сравнению с I кварталом 2013 г., когда рынок просел на 10,2%. Но падение не остановится, считает Дробиз. По его словам, крупные игроки будут снижать производство до тех пор, пока их доля на рынке не снизится до 70% с сегодняшних 80%.

Пивовары не первый год испытывают сложности в России. С 2008 г. была запрещена реклама, с 2013 г. - торговля пивом в киосках, позже продажу в магазинах ограничили дневным временем. Параллельно росли акцизы: до 2010 г. акциз на пиво с содержанием спирта до 8,6% составлял 2,74 руб., с 2010 г. - 3 руб. К 2013 г. акциз дорос до 15 руб., а в этом году - до 18 руб. за литр.