Вывоз газа с проекта «Ямал СПГ» связан с серьезными проблемами

Инженеры до сих пор не решили, как эвакуировать экипаж и бороться с возможной утечкой топлива при проходе танкеров по Северному морскому пути
Сергей Красноухов/ РИА Новости

Французская Total, российская «Новатэк» и китайская CNPC инвестируют $27 млрд в проект «Ямал СПГ» - строительство одного из крупнейших в мире заводов по производству СПГ в Арктике, на полуострове, название которого на языке местных жителей означает «край земли». Для транспортировки газа понадобятся танкеры специального усиленного ледового класса, но инженеры до сих пор не нашли решение некоторых проблем, в частности как эвакуировать команду такого танкера в случае чрезвычайной ситуации. Это демонстрирует, как самые простые вещи могут представлять собой очень серьезные препятствия для развития транспортной отрасли в условиях Крайнего Севера.

Таяние арктических льдов делает возможными перспективы более широкого использования северных морских маршрутов для коммерческих перевозок. Один из самых многообещающих маршрутов - Северный морской путь, проходящий среди самых северных российских архипелагов. В течение летнего сезона он становится все более доступным для судоходства. Время доставки грузов из Китая в Европу по Северному морскому пути в среднем на две недели меньше, чем традиционным маршрутом через Суэцкий канал. В 2013 г. Северным морским путем прошло 72 судна, тогда как еще в 2010 г. - всего четыре.

Но с этим маршрутом связано немало практических трудностей, заставляющих многие судоходные компании пока держаться от него подальше. Этим путем редко пользуются, и его карты не так подробны, как карты других, более популярных маршрутов. Спутниковые системы навигации на Крайнем Севере не так надежны, как в других частях света: зона покрытия GPS здесь не сплошная. Глубина на многих участках Северного морского пути невелика, что делает их непригодными для прохода крупных судов.

Несмотря на таяние льдов, судам, идущим Северным морским путем, на некоторых его участках все равно требуется сопровождение ледоколов и в летний сезон. Вместе с более высокими страховыми премиями это делает цену транспортировки груза этим путем почти равной цене доставки по традиционному маршруту через Суэцкий канал.

Регулярные отгрузки газа с «Ямал СПГ» должны начаться в 2017 г. Одна из самых сложных задач, которую инженерам проекта необходимо решить до тех пор, - порядок эвакуации команды танкеров в чрезвычайной ситуации. В некоторых случаях инструкции предписывают экипажу покинуть судно, если оно застряло во льдах. Но использовать для этого спасательные шлюпки в такой ситуации невозможно, а лед может оказаться слишком тонким, чтобы люди могли идти по его поверхности. «Вопрос, как эвакуировать людей с танкера во льдах, мы еще не решили», - признает Жак Бессе, руководящий в Total направлением транспортировки СПГ.

Еще одной серьезной проблемой в условиях Крайнего Севера может стать утечка топлива с попавшего в аварию танкера, говорит Мальте Хумперт, исполнительный директор американского Арктического института. Если судно будет повреждено и произойдет разлив топлива, стандартных процедур, позволяющих предотвратить распространение загрязнения в ледовых условиях, в настоящий момент нет. Необходимое для этого оборудование может быть быстро доставлено к месту аварии в других частях света, но не в район Северного морского пути. «Чтобы перебросить туда оборудование, может понадобиться две недели или даже больше, бороться с распространением загрязнения в этом случае будет уже поздно», - говорит Хумперт.

Россия вкладывает значительные средства в строительство ледоколов и развивает собственную систему спутниковой навигации, но даже руководители российских судоходных компаний, хорошо знакомые с ситуацией на Северном морском пути, высказываются о его перспективах очень сдержанно. Надежды на рост перевозок по нему «поддерживаются серьезными изменениями в количестве и местах концентрации льдов в последние годы», говорит первый вице-президент «Совкомфлота» Евгений Амбросов. «Но мы не испытываем по этому поводу чрезмерного энтузиазма», - добавляет он.

Летом 2013 г. Северным морским путем из Даляня в Роттердам прошел первый китайский контейнеровоз. Путешествие заняло 35 дней против 48, которые в среднем требуются судам, чтобы дойти из Китая в Европу через Суэцкий канал. Владелец контейнеровоза - компания Cosco назвала этот маршрут «золотым» и заявила, что в будущем перевозки из Азии этим путем сильно вырастут. По оценкам китайского Института полярных исследований, к 2020 г. до 15% внешнеторгового грузопотока КНР может пойти по Северному морскому пути.

По российским оценкам, грузопоток по Северному морскому пути к 2020 г. приблизится к 40 млн т в год - против 1,3 млн т в 2013 г. Тем не менее условия для прохода контейнеровозов - а на них приходится 95% всех перевозок промышленных товаров в мире - могут быть ограниченны. Для сравнения: через Суэцкий канал в прошлом году было перевезено около 900 млн т грузов, большая часть пришлась на контейнерные суда.

Объем перевозок по Северному морскому пути может и вырасти, считает Амбросов, но вряд ли в ближайшем будущем этот маршрут будет пригоден для контейнерных перевозок, требующих «бесперебойности и точности».

Перевела Надежда Дмитриенко