Транснациональные компании пострадали от падения валют развивающихся стран

Некоторые задумались о хеджировании валютных рисков (в том числе по рублю), хотя они типичны для тех, кто работает на развивающихся рынках
Nadine Hutton/ Bloomberg

Снижение курса южноафриканского ранда, а также слабость валют Австралии, Перу, Колумбии и других стран стоили пивоваренной компании SABMiller в прошлом финансовом году около $400 млн, сообщила она на прошлой неделе. Компания по продаже детских товаров Mothercare предупредила, что обесценение рубля и других валют снизит поступления от международных операций, на которые приходится более 60% ее продаж.

Эти компании входят в группу других транснациональных корпораций, предупреждающих о снижении прибыли в этом году из-за неблагоприятных изменений валютных курсов. К ним относятся как производители потребительских товаров, например Unilever и Procter & Gamble, так и промышленные предприятия вроде Rolls-Royce. Первым приходится приспосабливаться, меняя цены, а вторые хеджируют долгосрочные контракты от валютных рисков.

Особенно пострадали от скачков курсов валют развивающихся стран те международные компании, что сделали ставку на рост этих рынков с целью компенсировать затянувшееся после финансового кризиса восстановление на своих национальных рынках. Это актуально для европейских компаний - некоторые валюты подешевели на 20% по сравнению с крепкими евро и фунтом. «Валюты развивающихся стран цикличны. И когда их курсы меняются, они меняются быстро. Компаниям необходимо хеджироваться, если они не способны так же быстро корректировать цены», - говорит Фабрис Фамери, начальник отдела европейских валют BNP Paribas.

Кроме того, компании привыкли хеджироваться от рисков, связанных с ведущими валютами. До сих пор они считали слишком дорогим и бесполезным защищаться от колебаний изменчивых и относительно неликвидных валют развивающихся стран. "На рынке немало доступных продуктов, но в некоторых развивающихся странах можно хеджироваться только на срок от трех до шести месяцев. А после этого возможности ограниченны", - говорит Мартин О'Донован, заместитель директора по политике Ассоциации корпоративных казначеев.

Также инвесторы как раз зачастую видят в валютных рисках, включая возможное подорожание валюты, причину для покупки акций компаний, работающих на развивающихся рынках. "Если вы хеджируетесь от всего, то в итоге получите такую же прибыль, как и на развитом рынке", - соглашается Фармери. Но компаниям приходится хеджироваться от экстремальных изменений валютных курсов, добавляет он.

Рост интереса корпораций к хеджированию валютных рисков пока не привел к существенному изменению их методов работы. Но Mothercare, например, решила захеджировать свои поступления в первом полугодии следующего финансового года от изменений курса рубля, индийской и индонезийской рупий. Также она будет думать о том, чтобы регулярно проводить эту операцию на следующие полгода.

Но даже если другие компании последуют ее примеру, они могут сделать не так много, чтобы снизить риски в тех странах, где валютные курсы отражают непостоянство экономических циклов. "Хеджированием вы только покупаете время, - говорит О'Донован. - Если есть основной тренд, который, по вашему мнению, может оказаться непостоянным, вам приходится решать: можем ли мы с этим жить или нужно что-то предпринять в бизнесе, чтобы снизить уязвимость?"

Перевел Алексей Невельский