Евгений Слюсаренко: Олимпиады под прикрытием

О похождениях Форреста Гампа русского спорта

Эта колонка началась с желания, которое по нынешним временам мало кому будет понятно. Ровно 60 лет назад, в конце мая 1954 г., сборная СССР впервые в своей истории приняла участие в чемпионате мира по вольной борьбе - виду спорта, сразу ставшему одним из самых наших успешных. В поисках информации я вышел на персонажа, который заставил забыть обо всем. Его мемуары - это история Форреста Гампа русского спорта, не меньше.

Михаил Михайлович Песляк. Про него нет статьи в Википедии, да и поисковики мало чем помогают. Между тем это заместитель министра спорта СССР в 1952-62 гг. - то есть в период дебюта советского спорта на международной арене. Это одна его маска. Вторая и главная - служба в КГБ. Долгие годы Песляк занимал должность главы Союза советских обществ дружбы с народами зарубежных стран - классическое «прикрытие» для нашей внешней разведки.

Зная все эти нюансы, прочтение его личного дневника (а писал он его для себя, на публикацию решился его сын спустя годы после смерти отца) превращается в увлекательное жизнеописание, где спорт - это лишь декорации Большой Игры. Собственно, в спорте Михаил Песляк, по собственному же признанию, мало что понимал.

Вот Песляк весной 1956 г. едет в Австралию - понять, что ждет через полгода нашу олимпийскую сборную на Олимпиаде в Мельбурне. Делегация из трех человек - первые русские после шпионского скандала 1954 г. и разрыва дипотношений с Австралией. Местных газетчиков предстоящие Игры волнуют во вторую очередь. Они сразу спрашивают: «Правда, что один из ваших людей - агент МВД?». «Это провокация, он экономист, можем показать паспорт», - отвечают прибывшие гости.

За время пребывания в Австралии стало известно о закрытом докладе Хрущева на XX съезде КПСС о культе личности Сталина. В газетах - карикатуры. Наш Форрест без боязни их описывает: «У Мавзолея вокруг костра сидят Булганин, Маленков, Хрущев, Микоян. Все греют руки. В пламени видна книга «Сталинская внутренняя политика». К костру бежит Молотов, несет в охапке «Сталинскую внешнюю политику».

Вот сама Олимпиада - и серьезный прокол. «Со всей Австралии собралось немало эмигрантов из СССР; среди них - предатели и лица, совершившие преступления... Одному хмырю повезло: уговорил посудомойку, когда экипаж теплохода был в зоопарке. Осталась. Кстати, во время войны она была в плену, в Германии. В печати шума не было».

Пока идет Олимпиада, в Венгрии начинается антикоммунистическое восстание. В страну отказываются возвращаться футболисты, ватерполисты, легкоатлеты. Остальная часть делегации остается вынужденно - нет денег на обратные билеты. Наш герой идет в банк. «Что угодно господину Песляку?» - «Нужно 90 000 долларов» - «Вам наличными?». Через пять минут клерк приносит железный ящик с упакованной валютой. Без всякой расписки. Правда, у венгерского руководителя Песляк расписку берет - знает, что это за народ.

Это другая, ранняя история. Чемпионат мира 1954 г. по вольной борьбе в Японии. Страны формально находятся в состоянии войны - вопрос с визами решается за полчаса до полуночи, а утром уже лететь. Не ударить там в грязь лицом - политическая задача. Песляк пишет возмущенную докладную в ЦК КПСС по итогам поездки. Говорит, договариваемся с союзниками по соцлагерю - венгерскими судьями: наши никогда не поднимают руку соперников венгров, они - не судят против наших. Свою часть договора мы выполняем, венгры в решающий момент играют в дурачка - и общекомандную победу одерживают турки.

Потом будет еще открытие Америки - в 1958 г. борцы стали первыми советскими спортсменами, приехавшими в США. Познакомились со жвачкой, съездили в магазины («там здорово, ничего не скажешь, но жизнь-то дорогая»), посмотрели картины художников-авангардистов («это бред»), съездили на бои без правил («говорят, в США около 10 миллионов дефективных людей»). И скорей бы домой, к своим.

В оригинальной версии «Форреста Гампа» герой не отличается интеллектом и оказывает влияние на ход истории благодаря стечению обстоятельств. Про Песляка, постоянно попадавшего в переплет главных событий, такого не скажешь. Он дотошный, наблюдательный, памятливый и дипломатичный. Его не проведешь - своих «коллег» по ремеслу он видит с первого же взгляда в любой стране. Проблема в другом: в отличие от оригинального, наш Гамп не на своем месте. Он не получает удовольствия. Он безразличен к ловле креветок. Он получил приказ и добросовестно его выполняет.

Спустя больше чем полвека в нашем спорте все по-прежнему. Это работа, а не радость. Главные посты занимают те, кого попросили это сделать. Они тянут лямку, пока не получат вольную. Олимпиаду мы выиграли. С Америкой конфликтуем. Михаил Песляк был бы доволен.