МЭА: российская энергетика нуждается в $2,5 трлн инвестиций до 2035 года

В обновленном прогнозе агентства также говорится, что нефтяной бум в США сойдет на нет с середины 2020-х годов, заполнить пробел и удовлетворить мировой спрос могут страны Ближнего Востока
Daniel Acker/ Bloomberg

Энергетическая отрасль России нуждается в инвестициях до 2035 г. в объеме $2,5 трлн, такой прогноз приводится в докладе Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Investment Outlook 2014. Согласно прогнозу МЭА, основные инвестиции придутся на газовую отрасль - $1,016 трлн, ввиду потребности в увеличении добычи газа и развития производственных мощностей. Нефтяная отрасль потребует инвестиций в $849 млрд, электроэнергетика - $614 млрд, угольная промышленность - $49 млрд, передает "Прайм".

Увеличение энергоэффективности российского топливно-энергетического комплекса, согласно прогнозу МЭА, потребует инвестиций в $212 млрд. Как следует из доклада агентства, инвестиции в энергетическую отрасль США за тот же период могут составить $6,012 трлн, ЕС - $3,214 трлн, Китая - $5,745 трлн, Индии - $2,203 трлн, Бразилии - $2,206 трлн. Суммарные инвестиции в развитие ТЭКа в мире составят в 2014-2035 гг. $40,165 трлн, следует из доклада.

МЭА считает, что мировому рынку в следующем десятилетии потребуется больше ближневосточной нефти, так как нефтяной бум в США будет сходить на нет. Но МЭА предупреждает, что нефтедобывающим странам Персидского залива, возможно, не удастся восполнить нехватку нефти, что обернется ростом цен на нефть, пишет The Wall Street Journal.

Резкое увеличение добычи нефти из низкопроницаемых пород в США, расположенных, например, в Техасе и Северной Дакоте, привело к тому, что МЭА и другие институты стали прогнозировать, что США могут к 2020 г. опередить крупнейших производителей нефти - Саудовскую Аравию и Россию - по размеру доли на нефтяном рынке. После этого в Вашингтоне начались дебаты по вопросу о возможном ослаблении запрета на экспорт нефти из США. Это также привело к разговорам о снижении зависимости США от импорта ближневосточной нефти, в результате чего США могут потерять военно-политическое и дипломатическое влияния в этом регионе.

В докладе МЭА говорится, что бум добычи нефти в США начнет ослабевать с середины 2020-х гг. Этого же прогноза придерживается ОПЕК.

Если добыча нефти на Ближнем Востоке низкозатратна и не вызывает особых технологических сложностей, то нефтеизвлечение из низкопроницаемых пород требует интенсивного бурения, а запасы таких пород зачастую быстро истощаются. Чтобы восполнить пробел, странам Ближнего Востока необходимо "уже сегодня, если не вчера" увеличить инвестиции в нефтяные проекты, так как обычно на их развитие требуется семь лет, говорит главный экономист МЭА Фатих Бирол. По его словам, ближневосточным странам потребуется ежегодно направлять на развитие нефтяных проектов $90 млрд, чтобы удовлетворить мировой спрос к 2025 г.

Но Бирол не уверен, что страны Ближнего Востока справятся с такой задачей из-за высоких внутриполитических рисков и социальных расходов. "Мы видим риски нехватки нефти, поставляемой из Ближнего Востока", - замечает Бирол. По его словам, ближневосточные страны только четверть из нефтяных доходов, составляющих $800 млрд в год, тратят на топливные субсидии, а "арабская весна" заставила правительства некоторых стран увеличивать социальные расходы. В то же время Ирак продолжает сталкиваться с внутриполитическими сложностями и международными санкциями.

МЭА прогнозирует, что к 2025 г. баррель нефти подорожает на $15, если ближневосточные страны не смогут компенсировать ожидаемую нехватку нефти из-за снижения добычи в США.

Общие расходы на геологоразведку и разработку нефтяных и газовых месторождений к 2035 г. вырастут примерно на 25%, достигнув $850 млрд в год, прогнозирует МЭА. В целом потребности нефтегазовой отрасли в инвестициях в следующие два десятилетия могут составить $2 трлн в год против $1,6 трлн в 2013 г.

МЭА впервые с 2003 г. опубликовало обновление инвестиционного прогноза, полная версия которого будет опубликована позже во вторник.