«Атомэнергомаш» приостановил контракты на Украине и пересмотрел перспективы в России


Холдинг «Атомэнергомаш» (объединяет машиностроительные активы «Росатома») пересмотрел целевые показатели развития компании на рынке тепловой генерации, рассказал вчера гендиректор компании Андрей Никипелов. До сих пор, согласно утвержденной в 2011 г. стратегии, «Атомэнергомаш» планировал увеличить объем неатомных заказов в общем портфеле до 60% к 2030 г., в том числе в «непрофильной» теплоэнергетике (в 2011 г. портфель заказов группы составил 91,6 млрд руб.).

Например, уже в 2012 г. выручка от поставки оборудования на ТЭС выросла с 2,3 млрд руб. до 4,9 млрд, говорится в годовом отчете компании за 2012 г. (данных за 2013 г. еще нет). Но в прошлом году «Атомэнергомаш» критически пересмотрел целевые показатели по направлениям развития, и теплоэнергетику это затронуло в большей степени. «Предыдущая стратегия предусматривала выручку в этом секторе на уровне 40 млрд руб., «но сегодня такого рынка просто нет», пояснил Никипелов.

Подавляющее большинство электростанций в России строится в рамках инвестпрограмм энергокомпаний, утвержденных во время реформы «РАО ЕЭС России». Сейчас они подходят к концу, практически все энергоблоки законтрактованы, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Еще в начале 2013 г. Минэнерго обсуждало новую модель рынка электроэнергии и мощности, один из вариантов которой предусматривал введение очередного механизма возврата инвестиций в модернизацию. До 2020 г. в России необходимо модернизировать порядка 20 ГВт, это могло бы обойтись рынку в несколько десятков миллиардов рублей, оценивал ранее гендиректор «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров. Но в конце 2013 г. Минэнерго объявило, что обсуждение новой модели рынка откладывается до проведения реформы тепла (расчетное время окончания реформы - 2020 г.).

Не принес ожидаемых результатов «Атомэнергомашу» и украинский теплоэнергетический рынок, который компания считала крайне перспективным, так как в стране объявлена масштабная программа модернизации энергообъектов. В 2012 г. «Атомэнергомаш» заключил соглашение о сотрудничестве с украинским предприятием «Турбоатом», чтобы получить преимущество на конкурсах, а в прошлом году компания выиграла первый тендер на реконструкцию Старобешевской ТЭС. В рамках украинской программы «Атомэнергомаш» планировал модернизировать по 2-3 энергоблока в год. Но из-за событий на Украине реконструкция ТЭС приостановлена, а программа модернизации теперь будет пересмотрена, рассказал Никипелов. В результате из-за пересмотра планов украинских заказчиков только в этом году «Атомэнергомаш» может не дополучить 600 млн руб., оценил топ-менеджер. Около 1 млрд руб. может недополучить и украинское предприятие «Атомэнергомаша» - «Энергомашспецсталь»: заказчики стали осторожнее в плане заключения контрактов. Но пока предприятие поставляет оборудование в нормальном режиме, перебоев с отгрузкой нет, уточнил топ-менеджер.

Нивелировать сокращение рынка теплоэнергетики в России компания собирается с помощью увеличения портфеля в газонефтехимии (в два раза - до примерно 4 млрд руб. в следующие три года, другие данные не раскрываются), а также развивая направление судостроения (планы на этот год - довести объем заказа по двум ледоколам до 26-30 млрд руб., долгосрочные показатели компания не раскрывает).

Но в результате стратегия «Атомэнергомаша» может поменяться еще существенней. Предприятия группы планировалось внести в совместное предприятие с Е4, куда последняя предполагала передать все активы, рассказывал «Ведомостям» источник, близкий к Е4, факт переговоров подтверждал представитель «Росатома». Вчера собеседник, близкий к одной из сторон проекта, говорил, что обсуждения затянулись и сделка может быть закрыта не в конце лета, как предполагалось, а только к концу года. Компании получат в СП по 50%, новое предприятие сосредоточится на внутреннем рынке и нарастит доли в нефтегазохимии, сетевом строительстве, а также выйдет в сектор дорожного строительства, перечисляет он. Представители Е4 и «Росатома» это не комментируют.

«Нефтегазовое и дорожное строительство - очень привлекательные рынки, - считает Сергей Пикин. - Но конкуренция здесь большая, так что объединение позволит двум компаниям легче выйти в новый сектор».