Правительство обсуждает увеличение размера субсидий на пригородные перевозки в 2015-2016 гг. на 12,7 млрд руб.

Денис Абрамов/ Ведомости

Субсидии для РЖД на организацию пригородных пассажирских перевозок в 2014 г. составят 24,4 млрд руб., в 2015 г. - 12,5 млрд руб., в 2016 г. - 6,1 млрд руб., говорится в пояснительной записке к «Основным направлениям бюджетной политики на 2015-2017 гг.» (копия есть у «Ведомостей»). Это подтверждает представитель Минфина. Сейчас в бюджете на 2014-2016 гг. на эти цели заложено только 6,6 млрд руб. в 2015 г., отмечает он.

Федеральный и региональные бюджеты оплачивают 99% услуги по организации перевозок пригородных компаний, остальное операторы платят сами. Одобренная в мае премьером Дмитрием Медведевым стратегия развития пригородных перевозок до 2030 г. предполагает, что РЖД будет ежегодно получать по 25 млрд руб. субсидий за организацию пригородных перевозок (см. график). «Необходимо обеспечить поэтапное замещение поддержки из федерального бюджета пригородных перевозок господдержкой из средств бюджетов регионов», - объясняет изменения представитель Минфина. По закону это компетенция регионов, напомнил он. Представителям Минтранса и РЖД известно только о субсидиях в 25 млрд руб. Субсидии в 25 млрд руб. заложены и в инвестпрограмме РЖД на 2014-2016 гг. Но и они не покрывают всех затрат на организацию пригородных перевозок: в 2014 г. нужно 29,9 млрд руб., в 2015 г. - 31,9 млрд руб., в 2016 г. - 32,1 млрд руб., говорится в пояснительной записке к инвестпрограмме РЖД.

Но регионы не платят РЖД. Чтобы решить эту проблему, весной Медведев даже предложил субсидировать пригород за счет налога на имущество, который в региональные бюджеты платит РЖД. В 2013 г. РЖД заплатила 8,3 млрд руб. налогов в бюджеты регионов - этого хватит, чтобы покрыть долги регионов, говорил представитель монополии. Но вопрос с неплатежами пока не решен, отмечает представитель РЖД.

Пригородные перевозки в первом полугодии выросли на 1,3% до 469,3 млн пассажиров (по итогам 2013 г. - рост на 3% до 970,1 млн пассажиров). Около 60% перевозок приходится на Москву и Московскую область, поясняет представитель монополии. Если государство урежет финансирование, регионы будут вынуждены отменять электрички и пригородное сообщение там пропадет, говорит представитель монополии. По его словам, только в этом году было отменено около 380 электричек.