Статья опубликована в № 3631 от 16.07.2014 под заголовком: Телеканалы без рекламы

Реклама может быть запрещена на ряде каналов ВГТРК и Russia Today

Отказаться от рекламы придется 1400 телеканалам. Причем в категорию платных по версии Роскомнадзора могут попасть и те, кто не получает деньги ни от операторов, ни от абонентов
Денис Абрамов / Ведомости

Роскомнадзор сообщил вчера, по какой методике он будет причислять телеканалы к платным. Соответственно, все подпадающие под эти критерии с начала следующего года не смогут больше показывать рекламу. Методика сформирована в соответствии с недавними поправками в закон о рекламе. Они запретили трансляцию рекламы на платных каналах. Депутаты объясняли запрет стремлением обеспечить равенство положения бесплатных каналов по сравнению с платными, использующими одновременно обе модели и зарабатывающими и на абонентской плате, и на рекламе. Поправки вступают в силу с 1 января 2015 г.

В законе указано, что платными каналами не являются общероссийские обязательные общедоступные телеканалы, а также телеканалы, распространяемые на территории России с использованием ограниченного радиочастотного ресурса посредством наземного эфирного вещания. Сами каналы называли такое определение слишком расплывчатым, из него непонятно, считаются ли платными каналами те, которые получают деньги за распространение от операторов, или те, что входят в платные пакеты для абонентов (таких подавляющее большинство).

Роскомнадзор решил, что платными каналами будет считать все, у кого нет эфирной лицензии, идет ли речь о стандартной частоте или о наземном вещании. Сейчас, по подсчетам службы, в России действует 3642 ТВ-лицензии. Из них 2000 «условно платных» каналов (из них 1320 - кабельные, 227 - спутниковые и 430 - с универсальной лицензией). Из списка каналов с универсальной лицензией служба убрала те, что распространяются за счет наземного эфирного вещания. В результате Роскомнадзор получил список из 1400 «уникально платных каналов». Из них 300 являются федеральными. Какие конкретно каналы вошли в этот список, представитель службы раскрыть отказался.

Если судить по критериям Роскомнадзора, рекламу сможет и дальше показывать канал РБК, у которого есть частоты в нескольких регионах. С другой стороны, под ограничение подпадает несколько государственных каналов. Это тематические каналы ВГТРК («Спорт 1», «Моя планета», «Наука 2.0» и т. д.) и Russia Today. Из известных каналов рекламу больше не сможет показывать большая часть каналов в пакете «НТВ-плюс», а также LifeNews Арама Габрелянова.

Представитель «Газпром-медиа» («НТВ-плюс» входит в этот холдинг) от комментариев отказался. Заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников говорит, что 90% доходов тематическим каналам холдинга приносят платежи операторов, а поступления от рекламы не очень велики и поэтому их отсутствие не критично для их развития: «Мы изначально ориентировались на то, что делаем сильные платные каналы, реклама для нас вторична, новый закон может лишь несколько замедлить наше развитие, не более того». В Russia Today утверждают, что не понесут существенных потерь из-за запрета рекламы на канале, так как большая часть аудитории сосредоточена за рубежом, пояснил представитель канала «Ведомостям». «Мы продолжим продавать рекламу и будем ее показывать для иностранной аудитории», - добавил он.

А вот для LifeNews этот запрет критичен, признает Габрелянов, вся бизнес-модель канала построена на рекламе. «Мы боремся, кричим и пытаемся найти выход из ситуации, - говорит он. - Наш канал стал известен и очень популярен, ничего хорошего от этого запрета нет». Мираб Габуния, гендиректор российского представительства Universal Network International (каналы DIVA Universal, Syfy Universal, Universal), сообщил, что также сейчас ищет выход из ситуации: «Реклама нам приносит около трети доходов. Теперь нам надо либо договариваться с операторами, чтобы они увеличивали платежи в нашу пользу, либо снижать расходы на контент». Представители других каналов также говорят, что пока не определились, что делать дальше. Многое теперь будет зависеть от позиции операторов кабельного и спутникового ТВ, указывает один из собеседников «Ведомостей»: «За какие каналы они будут готовы платить, за какие - нет, и насколько они готовы увеличить платежи, чтобы сохранить каналы».

Ранее в письме премьер-министру Дмитрию Медведеву руководители платных телеканалов писали, что запрет рекламы поставит около 150 тематических каналов на грань выживания. Они не исключают, что «финансовое бремя будет смещено на абонентов». По их словам, большинство каналов платного телевидения сейчас используют обе модели монетизации бизнеса: и рекламную, и платную.

Один из крупнейших операторов России - «Триколор ТВ» получает основной доход от подписки абонентов на основные и дополнительные пакеты оператора, говорит его представитель Елизавета Капралова. Изменение модели монетизации платных каналов может подтолкнуть операторов к увеличению тарифов, добавила она.

За исполнением закона о рекламе в России следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). На прошлой неделе заместитель руководителя этого ведомства Андрей Кашеваров сообщил «Ведомостям», что ФАС не будет самостоятельно определять, какие каналы относятся к платным, а запросит определение у Роскомнадзора.

Поскольку в законе указано, что реклама запрещается «в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе», представители некоторых каналов рассчитывали, что это позволит им размещать рекламные ролики между программами, не прерывая их. Кашеваров это опроверг: «Это тоже реклама, и не важно, что ее показывают между программами».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать