Покупатели приобретают все меньше бытовой техники и электроники

Покупатели приобретают все меньше бытовой техники и электроники, больше всего это заметно в регионах, говорят ритейлеры. У лидера рынка - «М.видео» за апрель - июнь продажи практически не выросли

Продажи в магазинах крупнейшего российского ритейлера бытовой техники и электроники «М.видео» не росли во II квартале 2014 г. из-за «охлаждения рынка», сообщила компания. За апрель - июнь выручка сети составила 29,409 млрд руб. без НДС - это практически нулевой рост по сравнению с 29 387 млрд руб. год назад. В последний раз такой слабый квартальный рост выручки «М.видео» переживала в кризисном 2009 году, когда в IV квартале продажи сети выросли лишь на 1%. В сопоставимых магазинах «М.видео» (открытых не позднее 1 января 2013 г.) продажи за апрель - июнь 2014 г. упали на 5,6%, компания не раскрыла данных по среднему чеку и потоку покупателей.

«Во II квартале мы наблюдали серьезное охлаждение рынка потребительской электроники в России», - приводятся в отчете слова президента и совладельца «М.видео» Александра Тынкована. На рынке сейчас негативная ситуация, соглашается гендиректор и совладелец второго по выручке (по оценке Infoline) ритейлера бытовой техники и электроники - DNS Дмитрий Алексеев. Ритейлеры столкнулись с замедлением рынка еще в прошлом году (см. график).

Но о сокращении говорят не все ритейлеры. «В сегменте, в котором работают наши магазины (они ориентированы на обеспеченный средний класс крупных городов), продажи не падают. До конца года ожидаем рост продаж в 30%», - оптимистичен гендиректор Inventive Retail Group, которая управляет сетями re:Store, Samsung, Sony Centre и др., Тихон Смыков.

В Москве и Петербурге росли во II квартале и выручка, и трафик, говорит представитель «М.видео» Антон Пантелеев. «В регионах снижение трафика было заметнее, и его не смог компенсировать даже существенный рост интернет-продаж», - продолжает он. Выручка компании в онлайне выросла почти вдвое за январь - июль этого года до 5,4 млрд руб. В сети DNS, значительная часть которой находится в регионах, также не было роста продаж во II квартале, говорит Алексеев. «На мой взгляд, это отражение общей экономической ситуации, у людей стало меньше денег», - считает гендиректор DNS.

«Ситилинк», который называет себя электронным дискаунтером, также видит замедление роста продаж по сравнению с 2013 г.: его выручка за II квартал 2014 г. выросла на 6% в долларах, в I квартале - на 7%, говорит директор по закупкам ритейлера Сергей Блищенко. «Из факторов, негативно влияющих на спрос, можем отметить насыщение рынка и ужесточение конкуренции», - поясняет он.

Пантелеев говорит, что снижались продажи именно цифровой техники: компьютеры, фотоаппараты и т. д. Это общая тенденция рынка, она связана в том числе со снижением средней цены на эти товары, сказал он. В то же время продажи ключевой для «М.видео» крупной бытовой техники (на ТВ и крупную технику приходится большая часть оборота) росли - более 10% в денежном выражении, отмечает ритейлер.

В I квартале 2014 г. рынок бытовой техники рос быстрее ожидаемого благодаря резкому снижению курса рубля, говорит директор департамента бытовой техники Samsung Electronics Роман Аршавский. Но во II квартале рынок «приблизился к насыщению - и рост замедлился». «Мы связываем это с тем, что покупательский спрос был частично реализован в начале текущего года», - пояснил Аршавский.

«М.видео» ждет, что спрос ко второму полугодию восстановится, в том числе в цифровых товарах, которые традиционно пользуются особой популярностью в предновогодний период, говорит Пантелеев.