Статья опубликована в № 3635 от 22.07.2014 под заголовком: Музыканты хотят больше денег от интернета

Музыканты хотят получать от стриминговых сервисов больше денег

Музыканты хотят получать больше от стриминговых сервисов, чем они зарабатывают при продаже CD-дисков и скачивании мелодий
А.Астахова / Ведомости

Доходы от продаж потоковой музыки (стриминг) растут, и музыканты все чаще задумываются не только о том, чтобы хоть что-то получить от таких сервисов, но и о том, как заставить звукозаписывающие компании и музыкальные издательства платить им больше отчислений.

Звукозаписывающие компании платят музыкантам стандартные отчисления (роялти) с цифровых продаж и от реализации CD-дисков - обычно это от 10 до 20% от суммы покупки. Размер роялти зависит от популярности артиста. Но когда речь заходит о сервисах потоковой музыки вроде Spotify, то выясняется, что там нет стандартных правил по выплате отчислений артистам. Тем более что звукозаписывающие лейблы часто зарабатывают деньги сверх роялти, получая от сервисов так называемые минимальные гарантийные платежи.

Крупные звукозаписывающие компании чаще всего применяют существующие ставки отчислений и в потоковых сервисах, но теперь музыканты просят применять другие схемы расчетов. Например, некоторые артисты ведут переговоры с лейблами, чтобы те платили им более половины доходов от продаж через потоковые сервисы. Лицензирование музыки для таких сервисов больше напоминает продажу музыки для рекламы или кино, объясняют они, а там артисты обычно получают половину доходов. Некоторые компании соглашаются на эти требования. Правда, крупнейшая из таких компаний - Beggars Group недавно сообщила, что решила положить конец этой практике, так как это обходится ей слишком дорого.

Выручка музыкальных сервисов от подписки в прошлом году выросла с $734 млн до $1,1 млрд выручки, следует из данных Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI). Эта сумма не включает минимальные гарантийные платежи, которые музыкальные сервисы платят лейблам, чтобы получить доступ к их каталогам. Подписные музыкальные сервисы - это еще очень маленький в абсолютном выражении, но самый быстрорастущий сегмент мирового музыкального рынка размером в $15 млрд. Тогда как продажи CD продолжают падать, а доходы от скачивания музыки в сети стабильны, но растут слабо.

Возможно, артисты решили потребовать себе больших отчислений, чем при продаже треков, потому что затраты лейблов на стриминг меньше, предполагает Дональд Пассман, адвокат, работающий с музыкальной индустрией.

Еще один запутанный вопрос - как распределять деньги в случае, если минимальные гарантийные платежи от музыкального сервиса звукозаписывающей компании превышают размер роялти. Руководители некоторых стриминговых сервисов говорят, что многие лейблы требуют авансы, которые явно больше сумм, которые они бы заработали и получили в виде отчислений. И если такие крупные проекты, как Spotify, вряд ли переплачивают правообладателям, то небольшим стартапам приходится это делать, чтобы получить доступ к каталогам и успешно конкурировать с другими проектами. Такие небольшие сервисы, как Rdio, Xbox Music от Microsoft и Nokia Music Unlimited, заплатили лейблам больше, чем впоследствии заработали на продаже подписки на музыку, говорит осведомленный источник WSJ.

В 2012 г. Google согласилась выплатить Warner Music Group более $400 млн за лицензию на три года для двух своих сервисов - бесплатного YouTube и платного сервиса на том же YouTube. Если эта сумма превысит роялти, которые получают артисты, то Warner Music планирует выплатить дополнительные деньги артистам, хоть и не обязан это делать, говорит один из источников WSJ. Исполнительный директор Sony/ATV Music Publishing Мартин Бандьер рассказывает, что компания не делится с артистами остатками от гарантийного вознаграждения. «Проблема в том, что мы не получаем много», - добавил он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать