Нефтяные компании справятся с долгами, несмотря на санкции

Санкции могут оказаться хоть в чем-то полезными. Особых проблем с рефинансированием долга нефтегазовые компании не ощутят, но зато компании откажутся от дорогостоящих покупок за рубежом
Руководителям нефтегазовых компаний президенту «Роснефти» Игорю Сечину и предправления «Газпрома» Алексею Миллеру (на фото справа) после введения санкций остается сконцентрироваться на издержках/ Станислав Красильников/ ИТАР ТАСС

В середине июля США ввели санкции против «Роснефти» и «Новатэка». Этим компаниям был закрыт доступ к получению кредитов на срок свыше 90 дней. Но они смогут воспользоваться ранее открытыми долгосрочными кредитными линиями американских банков. Несмотря на то что доступ к краткосрочному кредитованию закрыт, ситуация с долгом остается управляемой для российского нефтегазового сектора, пишут аналитики Bank of America Merrill Lynch в своем обзоре. Геополитический кризис может подтолкнуть компании больше полагаться на финансирование из Азии.

«Роснефть» уже получает предоплату от китайской CNPC (общая ее сумма - $70 млрд), подписала меморандум с Sinopec, напоминают эксперты. «Газпром» в рамках контракта на поставку газа в Китай получит от CNPC предоплату в объеме $25 млрд, которые пойдут на строительство газопровода «Сила Сибири». «Новатэк» ждет получения до $20 млрд в качестве проектного финансирования на «Ямал СПГ» (см. статью на 12 стр.). В то же время ни «Газпром», ни «Новатэк» не подтверждают, что они будут использовать предоплату для погашения долга, но у них есть возможность заменить долгосрочный долг предоплатой. Эксперты считают, что положение российских компаний лучше, чем было в кризисном 2008 году. Объем краткосрочного долга в их долговом портфеле упал со среднего значения с 60% в 2008 г. до 30% в 2013 г. А низкая процентная ставка в 2011-2013 гг. стимулировала их к тому, чтобы брать долгосрочные кредиты.

«В любом случае санкции отразились на всех компаниях <...> Это в любом случае отражается на капитализации компании и на ее возможностях доступа к финансовым рынкам, - говорил в июне в интервью «Ведомостям» президент «Лукойла» Вагит Алекперов. - Кто-то может говорить «не отразилось, не отразилось», но санкции все равно отражаются на всех!» Вчера он сказал, что компания сохраняет планы по реализации инвестиционной программы. По его словам, пока сложно сказать, как повлияют санкции на деятельность компании. «Мы еще дооцениваем все последствия, которые могут сложиться», - сказал он (цитата по «Интерфаксу»). Источник в одной из нефтяных компаний говорит, что основная сложность сейчас - это удорожание привлечения заемных средств. «Мы предпринимаем усилия, чтобы снижать кредитную нагрузку, высвобождать оборотный капитал», - сказал председатель совета директоров ТМК (поставщик труб для нефтегазового сектора) Дмитрий Пумпянский. ТМК хочет сократить инвестиции и направлять высвободившиеся деньги на погашение кредитов, сказал бизнесмен.

Но если компаниям будет отказано и в кредитах на европейском рынке, это может привести к росту расходов на обслуживание долга, заморозить их дальнейшие инвестиции и замедлить рост, писали эксперты Moody's.

Президент «Роснефти» Игорь Сечин не исключал сдвига каких-либо проектов и готов к ситуации, вызванной санкциями США. Изменений в работе с иностранными партнерами не произошло, уверял в пятницу вице-президент «Роснефти» Святослав Славинский. Отношение чистый долг «Роснефти» к EBITDA - 1,3. Но на этот и следующий год приходятся самые высокие выплаты по долгам - в сумме около $30 млрд. При этом капзатраты в первом полугодии составили всего 237 млрд руб. (33% запланированного на 2014 г.).

С другой стороны, санкции могут «уменьшить аппетиты» российских компаний к покупкам на внутреннем и зарубежном рынках, считают эксперты Bank of America Merrill Lynch. В июле в интервью Financial Times Славинский говорил, что «Роснефть» меняет стратегию развития и отказывается от новых крупных приобретений в пользу органического роста. Но продолжит совершать «небольшие по размеру» сделки в области бурения и обслуживания.

Проблем с доступом к финансированию не будет даже у «Роснефти», уверен заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес капитал» Василий Танурков. Если будут откладываться проекты, то, скорее всего, по причине отказа от участия иностранных компаний, а также из-за эмбарго ЕС на поставку оборудования в Россию. Но коснутся только проектов на начальной стадии, говорит он.