Продовольственным ритейлерам придется пересматривать ассортимент и пул поставщиков


Ритейлерам придется оперативно пересматривать ассортиментную политику и пул поставщиков, сказал "Ведомостям" президент группы «Дикси» Илья Якубсон, комментируя новость о запрете ввоза продовольственных товаров из стран, поддержавших санкции против России.

Пока не определен перечень товаров, сложно говорить, насколько серьезно придется пересматривать ассортимент, говорит исполнительный президент Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрей Карпов. «Если говорить о фруктах, достаточно большая доля поставляется из неевропейских стран - стран Африки, Турции и т. д.», - говорит он. Кроме того, сейчас ритейлерам будет легче проработать варианты новых поставщиков, чем, например, в конце или начала года. «Если говорить об овощах и фруктах, то к поздней осени, когда возможности российских поставщиков начинают истощаться, уже будут проработаны варианты замены поставщиков, заключены договоры и пойдут первые партии продуктов», - обнадеживает Карпов.

«Как влияют санкции на обе стороны? Негативно влияют, что еще можно тут сказать. Мы будем искать другие рынки, где будем закупать продукцию», - заявил один из крупных российских ритейлеров, который самостоятельно импортирует продукцию для своей сети. «Мы оказались между молотом и наковальней», - говорит другой крупный ритейлер. Программа импортозамещения «пока оставляет желать лучшего», говорит он, «тяжело будет и ритейлу, и потребителю». "Россия может производить, например, овощи, однако производители и поставщики не в состоянии обеспечить сохранность продукции", - напоминает представитель розничной сети.

Крупнейшие российские ритейлеры в последние годы активно развивали самостоятельный импорт продовольствия из-за рубежа, напрямую закупая товары у зарубежных производителей. Крупнейший ритейлер в России «Магнит» в презентациях для поставщиков называет себя крупнейшим импортером продовольствия в Россию. Второй по выручке продовольственный ритейлер России - X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») запустил прямой импорт около трех лет назад. Доля российских овощей и фруктов в продажах сети составляет около 15% в среднем по году и она практически не меняется на протяжении последних трех лет, говорил ранее представитель Х5.

Другой крупный ритейлер, «Дикси», работает с прямым импортом уже три года. За 2013 г. доля овощей и фруктов, которые «Дикси» привозит из-за рубежа сам, достигла 6-10% общей выручки в зависимости от сезона, говорил ранее ведомостям представитель сети. Пул поставщиков состоит из 120 компаний из 23 стран мира, говорил он, - например из Европы «Дикси» везет в первую очередь фрукты. «Азбука вкуса» самостоятельно ввозит до 30% всех овощей и фруктов, которые продаются в сети супермаркетов.