«Транстелеком» получил прибыль от интернета

Бизнес «Транстелекома» (ТТК) на розничном рынке интернет-доступа впервые стал рентабельным. При этом доходы ТТК от широкополосного доступа (ШПД) растут быстрее, чем от других услуг
М.Стулов/ Ведомости

Соотношение чистый долг / OIBDA больше 3 - высокий, но допустимый показатель для такой компании, как ТТК, считает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Продолжение развития ШПД-проекта может потребовать увеличения долга, но для ТТК это не проблема - «дочка» РЖД работает с государственными банками и может прибегнуть к их помощи, чтобы реструктурировать уже имеющуюся задолженность, не исключает он.

В 2013 г. рентабельность розничного бизнес-направления ТТК по OIBDA составила 7%, а без учета затрат на пропуск магистрального трафика (для ТТК это отдельное направление бизнеса) - 23%. Об этом рассказал «Ведомостям» первый вице-президент ТТК по экономике и финансам Вячеслав Сотник. В 2012 г. рентабельность ШПД-бизнеса ТТК была практически нулевой, а в 2011 г. он был еще нерентабельным.

Рентабельность ШПД-бизнеса пока ниже, чем маржа по OIBDA у ТТК в целом - по итогам 2013 г. она составила 18,9%. Однако по темпам роста выручки ШПД - самое быстрорастущее направление бизнеса ТТК: в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом она выросла на 26,4% до 6,4 млрд руб., в то время как выручка всего ТТК в 2013 г. увеличилась всего на 1% до 27,4 млрд руб. (у компании более чем на 25% упала выручка от строительства сетей связи и системной интеграции).

По словам Сотника, сейчас розничный ШПД-бизнес компании находится на инвестиционном этапе развития, для которого такая динамика рентабельности обычна. Этот этап длится, как правило, 5-7 лет и, как только розничный бизнес ТТК выйдет на этап зрелости, рентабельность будет существенно выше, обещает он. По словам Сотника, в 2013 г. начали окупаться подключения, сделанные ТТК в 2011 г. и начале 2012 г.: после выхода в новый город оператор в течение года-полутора несет затраты на подключение новых абонентов, рекламу, маркетинг, а в отдельных случаях - на аренду сетей у других компаний.

Ускорила выход на рентабельность ШПД-бизнеса ТТК, по словам Сотника, покупка активов, которой ТТК активно занимался в регионах в 2011-2013 гг. Абоненты, которые были приобретены вместе с операторами, сразу же начали приносить операционную прибыль, объясняет он. По словам Сотника, на сделки слияния и поглощения пришлось порядка 30% от роста абонентской базы за 2011-2013 гг., а на 70% этот прирост был обеспечен органическим ростом компании.

ТТК стал активно подключать ШПД-пользователей на розничном рынке в начале 2011 г. К концу 2013 г. их количество выросло почти в 10 раз, а в 2014 г. ТТК намерен пройти рубеж в 2 млн пользователей, ранее рассказывал «Ведомостям» его представитель. Стратегия ТТК предусматривает, что к концу 2015 г. он будет обслуживать 2,3 млн абонентов ШПД. Сейчас ТТК, обслуживающий 1,36 млн подписчиков, замыкает первую пятерку крупнейших российских провайдеров ШПД по количеству абонентов. По данным агентства Telecom Daily на конец II квартала 2014 г., лидером по этому показателю был «Ростелеком» с 10,2 млн подписчиков, на втором месте - «Эр-телеком холдинг» (чуть более 2,8 млн абонентов), на третьем - МТС (2,58 млн). В 2013 г. ТТК демонстрировал самые высокие среди крупных интернет-провайдеров темпы роста: за год его абонентская база выросла приблизительно на 50%, тогда как у большинства других крупных операторов прирост составил 8-10%.

Инвестиции в развитие ШПД-бизнеса в 2013 г. составили 4,2 млрд руб. Отчасти эти инвестиции оператор делал на заемные деньги. Чистый долг ТТК на конец 2013 г. составлял 16,2 млрд руб. Большая часть долговых средств инвестирована в подключение ШПД-абонентов и покупку активов на рынке ШПД, говорит Сотник. Долговая нагрузка (соотношение чистый долг / OIBDA) ТТК составляла на конец 2013 г. 3,13, это соотношение сейчас комфортно для ТТК, оператор не планирует его существенно увеличивать, говорит Сотник.

Дальнейшие перспективы развития ТТК связаны с экспансией на рынки новых регионов, тем более что потенциал для географической экспансии оператора, использующего инфраструктуру РЖД, есть, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Аффилированность с РЖД позволяет ТТК входить в такие города и деревни, где никто, кроме «Ростелекома», не присутствует, говорит он. При этом компании придется сочетать покупку активов и органический рост, прогнозирует он: строиться самим, возможно, дешевле, чем покупать уже готовых провайдеров, однако строительство задерживает выход в каждый новый населенный пункт минимум на полгода. В ситуации, когда региональный рынок быстро насыщается, это грозит ухудшением позиций на нем, предупреждает он.