СП Tele2 и «Ростелекома» выходит на рынок

Tele2 и «Ростелеком» завершили создание совместного мобильного оператора, который работает более чем в 60 регионах. Как минимум в 14 из них он лидер по абонентам
Е.Кузьмина/ Ведомости

«Ростелеком» и «Tele2 Россия» сообщили вчера, что завершили последний этап создания совместного предприятия (СП) «Т2 РТК холдинг», - сделка, в результате которой на рынке мобильной связи появился четвертый федеральный оператор, юридически закрыта. Государственный «Ростелеком» передал «Tele2 Россия» 100% акций дочерней «РТ-мобайл», которой принадлежат лицензия на связь четвертого поколения (4G LTE) по всей стране, сотовый бизнес на Урале, оборудование и контракты. Теперь СП оказывает услуги связи более чем в 60 регионах России, располагает лицензиями 2G/3G во всех федеральных округах и 4G-лицензией на всю Россию. Бывшие сотовые активы «Ростелекома» проведут ребрендинг - перейдут под бренд Tele2, объявили компании. Стратегия СП останется такой же, какой была у Tele2, - компания продолжит работать как дискаунтер, говорит представитель «Tele2 России» Ирина Рыбакова.

По итогам I квартала 2014 г. объединенная Tele2 занимала первое место по количеству абонентов в 14 регионах, свидетельствуют данные аналитического агентства AC&M Consulting. Гендиректор компании «ТМТ консалтинг» Константин Анкилов насчитал таких регионов даже 16 - среди них такие экономически развитые, как Нижегородская, Иркутская, Омская, Томская, Челябинская области и Пермский край. Сейчас, по расчетам Анкилова, СП обслуживает примерно 16% всех сотовых абонентов в России («Вымпелком» - 24%, «Мегафон» - 29%, а лидирует МТС - 30%). В планах четвертого федерального оператора стать третьим по этому показателю, говорил весной 2014 г. заместитель гендиректора «Т2 РТК холдинга» Джери Калмес. Вчера это подтвердил гендиректор компании Михаил Носков, добавив: абонентская база расширится за счет выхода объединенной Tele2 в новые регионы и интеграции сотовых активов «Ростелекома». Если в ближайшие 5-7 лет СП займет на российском рынке около 25% по числу пользователей, то это будет хороший показатель, сказал Носков (его слова приводятся в сообщении Tele2).

Четвертый по выручке. 24,74

миллиарда рублей составила совместная выручка Tele2 и «Ростелекома» от мобильной связи в I квартале 2014 г. Это четвертое место после МТС (68 млрд руб.), «Мегафона» (63,9 млрд руб.) и «Вымпелкома» (52,4 млрд руб.). Является ли СП лидером по доходам хотя бы в одном из регионов, где оно занимает первое место по числу абонентов, опрошенные «Ведомостями» аналитики ответить затруднились.

На первом этапе сделки (завершился в марте 2014 г.) «Ростелеком» получал 45% голосующих и 26% экономических прав в СП. Взамен он внес в него свои сотовые активы: «Скай линк», «Нижегородскую сотовую связь», «Байкалвестком», сахалинский БИТ, «Волгоград GSM», красноярский «Енисейтелеком» и приморский АКОС, а также инфраструктуру в тех регионах, где сети еще строились (включая Москву и Петербург), - плюс их долговые обязательства на 37 млрд руб. Теперь же экономическая доля «Ростелекома» в СП сравнялась с голосующей и составила 45%. Остальные 55% у консорциума инвесторов, владеющего «Tele2 Россия», - ВТБ, банка «Россия» Юрия Ковальчука, «Согаза» и Алексея Мордашова.

В Москве СП пока не работает, но намерено выйти на этот рынок не позднее 2015 г. Именно Москва обеспечивает операторам «большой тройки» львиную долю российской выручки: например, «Вымпелкому» - около 40%, говорили его представители. В Москве лидер по числу абонентов - МТС (35% в конце марта 2014 г.), следом идут «Вымпелком» (33%) и «Мегафон» (32%), подсчитал Анкилов. СП Tele2 и «Ростелекома» может со временем рассчитывать на 10% московских абонентов, прогнозирует он. Выбиться в лидеры оператору будет проблематично - московский рынок менее чувствителен к ценам, чем регионы, объясняет он.

Но отказываться от статуса дискаунтера в Москве Tele2 бессмысленно - сюда, как и во многие другие регионы, оператор выходит последним, констатирует гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Скорее всего новый оператор предложит москвичам тарифы чуть ниже, чем у конкурентов, чтобы привлечь внимание абонентов, считает он.

Несмотря на поздний выход на рынок (уровень проникновения мобильной связи в России составлял в конце марта, по оценке AC&M Consulting, 169%, а в Москве - 216%), объединенная Tеле2 станет сильным игроком, считает старший аналитик «Рай, Ман энд Гор секьюритиз» Ксения Арутюнова. У «Tele2 Россия» за плечами успешный опыт завоевания рыночных позиций и внушительная абонентская база (24 млн клиентов в 41 регионе), ей не хватало лишь лицензий на 3G и 4G, а у «Ростелекома» эти лицензии и частоты как раз есть, напоминает она. В то же время «Ростелеком» отставал от рынка по темпам развития мобильной связи, а вместе с Tele2 наверстает упущенное, следует из написанного ею отчета.