Топ-менеджеры «Мегафона» заработали $9,5 млн на опционах

Топ-менеджеры «Мегафона» заработали на участии в опционной программе - впервые с тех пор, как акции компании торгуются на бирже. Несмотря на падение котировок, они получили почти $9,5 млн
Максим Стулов/ Ведомости

Весной 2014 г. топ-менеджеры «Мегафона» впервые после размещения акций на Лондонской фондовой бирже реализовали часть опционов по условиям программы, утвержденной в 2012 г., и заработали на этом примерно $9,5 млн, следует из отчетности компании за II квартал 2014 г. Цель программы - удержать часть ключевых руководителей «Мегафона», для награждения которых оператор предусмотрел фантомные акции базовой ценой $17,86 каждая, говорится в отчете. Исполнение опционов происходит в два этапа: в апреле - мае 2014 г. и в апреле - мае 2015 г.; их владельцам причитается разница между базовой ценой фантомной акции и средневзвешенной ценой обыкновенной акции «Мегафона» за период с 15 января по 15 марта соответствующего года.

Выиграют ли менеджеры «Мегафона», у которых сохраняются опционы, от их обналичивания в 2015 г., зависит от котировок акций «Мегафона» в I квартале следующего года. А прогнозировать рыночную стоимость акций «Мегафона», как и любой российской компании, сейчас сложно - и макроэкономическая ситуация сложная, и не ясно, за счет чего будут расти компании в телекоммуникационной отрасли, рассуждает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Аналитики Goldman Sachs после выхода отчетности «Мегафона» за II квартал 2014 г. снизили целевую цену его акций с $40,7 до $39,1. По данным Bloomberg, учитывающим рекомендации нескольких инвестбанков, средняя целевая цена акций «Мегафона» на август 2015 г. - $32,84 за бумагу.

Гендиректор о сотрудниках. Иван Таврин

гендиректор и миноритарный акционер «Мегафона». «В головном офисе «Мегафона» я стараюсь вовлекать людей совершенно разных уровней в принятие решений, пытаюсь сделать так, чтобы люди понимали, какое бы решение принял в данном случае гендиректор, и, исходя из этого, двигались сами. Наша <...> структура предполагает строительство более плоского управленческого поля, сокращая вертикальные уровни <...> У нас много людей, которые не только принимают решения, [но и тех,] которые эти решения контролируют, следят за их исполнением. Достаточно большое количество звеньев внутреннего контроля». Интервью «Ведомостям», 11.10.2012

Награждали и до IPO

IPO «Мегафона» на Лондонской бирже состоялось в конце ноября 2012 г., в этот момент у компании появилась рыночная стоимость (на тот момент - $12,4 млрд, вчера - $16,9 млрд). Но и будучи непубличной компанией «Мегафон» раздавал сотрудникам опционы, просто стоимость компании (для расчетов с опционерами) тогда определялась по специальной формуле: шесть годовых показателей OIBDA минус чистый долг. Программа действовала с апреля 2008 г. и охватывала около 200 ключевых топ-менеджеров компании, получивших фантомные акции по грантам 2008, 2009 и 2010 гг. В частности, в 2010 г. «Мегафон» выплатил им 911 млн руб.

Всего по условиям программы «Мегафон» может наделить ее участников 7 млн фантомных акций; в феврале 2013 г. оператор начислил своим топ-менеджерам около 30,5% этого количества - 2,13 млн акций. А в мае 2014 г. они исполнили опционы на 792 400 фантомных акций по $29,8 за бумагу, заработав на каждой бумаге, таким образом, по $11,94, а в общей сложности - $9,46 млн.

Владельцы опционов не прогадали: биржевые котировки акций «Мегафона» в апреле - мае 2014 г. составляли лишь $26,5-28,5.

Исполнение опциона возможно только при условии, что участник программы продолжает работать в компании. С тех пор как программа долгосрочной мотивации начала действовать, «Мегафон» покинули сразу несколько топ-менеджеров, которые тоже могли в ней участвовать. В частности, летом 2012 г. из компании ушла заместитель гендиректора по коммерции Лариса Ткачук, а год спустя - директор по региональным проектам (а чуть ранее - первый заместитель гендиректора по операционной деятельности) Валерий Ермаков. Представитель «Мегафона» не уточнила, были ли у этих или других менеджеров, ушедших из компании за последние два года, опционы. Не раскрыла она и процедуру выкупа участниками программы причитающихся им пакетов - могут ли они сделать это разом или только частями.

Западные компании обычно стремятся сделать так, чтобы их сотрудник-опционер не мог предъявить к выкупу весь пакет сразу, и делят его на части: самый распространенный вариант - 40 и 60%, говорит партнер Sullivan Transformation Agents Галина Мельникова. Программа долгосрочной мотивации предполагает, что исполнить обязательства по всем опционам сразу нельзя: во-первых, компании придется потратить слишком много средств на выкуп бумаг у менеджера-опционера, а во-вторых, у людей должен быть интерес продолжать работать в компании, объясняет она. Когда опционеры сразу предъявляют все акции к выкупу, обычно это говорит о том, что они не заинтересованы продолжать работать в организации, констатирует Мельникова.

К примеру, первая опционная программа «Ростелекома» (под нее были зарезервированы обыкновенные акции на $350 млн) была разбита на два этапа: с 1 декабря 2011 г. по начало июня 2012 г. ее участники могли выкупить 60% причитающихся им акций, а остальные - с декабря 2012 г. по июнь 2013 г. Из двух частей должна была состоять и вторая программа (средством расплаты были привилегированные акции на $116 млн): с июня по декабрь 2012 г. ее участники были вправе выкупить 50% причитающихся им пакетов, а остальное - в 2013 г. (правда, условия этой программы были оспорены миноритариями «Ростелекома» и компания свернула ее по решению суда).

Бывший сотрудник «Мегафона» говорит, что его прежние опционные программы предусматривали ежегодное исполнение 50% опциона (см. врез на стр. 16). Их участники - ключевые руководители компании, за исключением гендиректора (для него предусмотрена отдельная программа).

Если программа, утвержденная в 2012 г., работает по такой же схеме, значит, ее участники предъявили к выкупу только 75% пакетов, которые они могли обналичить в 2014 г., отложив остаток на следующий год.

Параллельно у «Мегафона» действуют еще две опционные программы, следует из его отчетности. Одна из них была утверждена в 2013 г., для ее участников выделено 7 млн фантомных акций по базовой цене $24,25 за штуку со сроком исполнения (предъявления этих акций к выкупу) весной 2015 г. и весной 2016 г. Вторая программа разработана специально для гендиректора компании Ивана Таврина, который с момента IPO «Мегафона» успел выкупить 2,55% обыкновенных акций оператора по $20 за штуку. Исполнить опционы - частично или полностью - он вправе в мае 2013 г. (тогда Таврин воспользовался этим правом), в мае 2014 г. и в мае 2015 г. - либо позже до мая 2017 г.