Впервые со времен СССР на новые авиалайнеры пришлось более 50% поставок

В первом полугодии впервые за постсоветскую историю более половины поставок гражданских самолетов пришлось на новые машины с увеличенным эконом-классом
Сергей Портер/ Ведомости

В первом полугодии 2014 г. перевозчики получили 75 самолетов, в том числе 11 российских. Больше половины самолетов приобрели две группы - «Аэрофлот» (36 шт.) и «Ютэйр» (10 шт.). Остальные компании «большой четверки» были скромнее: «Трансаэро» приняла четыре самолета, а группа S7 («Сибирь» и «Глобус») - только один. При этом, отмечается в исследовании, значительная часть поставок в первом полугодии пришлась на новые воздушные суда - это произошло впервые. 50 самолетов из 75 - не старше одного года. Выведено из эксплуатации было 20 самолетов, в том числе 15 - «Аэрофлотом» и по одному - «Трансаэро» и «Ютэйр».

Airbus обогнал Boeing. 51

столько самолетов европейского производителя приняли в 2013 г. российские авиакомпании против 31 машины американского авиагиганта, подсчитал «Авиапорт»

Отраслевое агентство «Авиапорт» подготовило исследование парка воздушных судов российских авиакомпаний. В 2007-2013 гг. отечественные перевозчики получили 745 самолетов, из них 734 - иностранного производства. В 2013 г. на рынок поступило 111 самолетов, в том числе семь - российского производства, и за тот же период выведено из эксплуатации 45 воздушных судов, следует из документа. Всего на конец 2013 г., по данным «Сбербанк лизинга», российские авиакомпании располагали парком в 1287 самолетов, из них 1063 - в активной эксплуатации.

За минусом выведенных самолетов российский парк за январь - июнь вырос на 55 самолетов, таким образом, с конца 2013 г. российский флот пополнился на 5%. В то же время, по данным «Авиапорта», провозные емкости авиакомпаний (количество кресел) выросли на 9,8% (с учетом выведенных самолетов). Авиаперевозки в первом полугодии выросли почти на 11%, указывают эксперты. При этом рост ВВП составил 1% - спрос на авиаперевозки растет за счет личного потребления, а не корпоративной активности. В результате авиакомпании меняют конфигурацию самолетов. Перевозчики уменьшают долю кресел бизнес-класса в получаемых самолетах или отказываются от него, отмечает «Авиапорт». Например, «Аэрофлот» выводил из парка A319, в которых доля кресел бизнес-класса достигала рекордных 17%. Получаемые с начала 2013 г. A320 имеют другую компоновку: восемь кресел бизнес-класса на 150 кресел эконом-класса, тогда как ранее конфигурация салонов в самолетах этого типа была 20 на 120. У новых дальнемагистральных Boeing 777-300 тоже всего 7% кресел бизнес-класса, а у ранее полученных A330-300 их число достигало 12% (у выведенных недавно Boeing 767-300 - 14%). В 2013 г. восемь среднемагистральных Boeing 737-800 и Airbus A321 «Ютэйр» поступили в моноклассной компоновке, так же как и четыре A321 авиакомпании S7. В первом полугодии «Ютэйр» получила еще шесть новых среднемагистральных самолетов без бизнес-класса.

«В России официально объявлена рецессия. Было бы нелепо ожидать, что в это время авиакомпании будут увеличивать бизнес-класс или даже поддерживать на прежнем уровне», - говорит гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Наступят «тучные» годы - и перевозчики начнут возвращать бизнес-класс, считает эксперт.