«Р-фарм» вводит сквозную маркировку лекарств

Пока Минздрав думает над введением электронной системы учета лекарств, компании внедряют подобные механизмы самостоятельно. «Р-фарм» вводит сквозную маркировку своих лекарств, которая позволит отслеживать движение препарата - от завода до потребителя
Андрей Махонин/ Ведомости

Цена вопроса. 867

млрд руб. составил российский рынок лекарств в 2013 г. (без учета сегмента парафармацевтики), свидетельствуют данные DSM Group

«Р-фарм» внедряет сквозную маркировку собственной продукции, которая позволяет видеть, когда продукт произведен, кому продан и куда доставлен, рассказал «Ведомостям» владелец и председатель совета директоров компании Алексей Репик. Маркировка, рассчитывает он, поможет в борьбе с контрафактной продукцией, в том числе вторичным использованием препаратов. «Например, произведенный нами препарат мы продаем в больницу, а дальше он же оказывается в какой-то аптеке, хотя никто его туда не продавал. Потом он же по истечении срока годности может опять оказываться на рынке», - приводит пример Репик.

Доля фальсифицированных лекарств на российском рынке - 0,2%, а доля некачественной продукции (например, не соответствует требованиям к маркировке, упаковке, описанию) - примерно 12%, рассказывала в апреле 2013 г. информагентству «АМИ» директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медизделий Минздрава Елена Максимкина. Росздравнадзор выборочно проверяет качество препаратов на коммерческом рынке (т. е. продажи лекарств в аптеках. - «Ведомости»), но в сегменте государственных закупок такие проверки не проводятся, говорит директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов. «Р-фарм», по данным маркетинговой компании «Курсор», - крупнейший поставщик лекарств по государственным контрактам: его доля на рынке - 12,53% (в денежном выражении).

После нанесения маркировки у каждой упаковки будет свой уникальный номер, рассказывает Репик (комментарии он передал через представителя). Это, продолжает он, позволит компании контролировать обращение лекарств: выявлять фальсификат, контролировать срок годности, оптимизировать складскую логистику и отслеживать поставки продукции в режиме онлайн - от момента производства лекарственного препарата до его поставки потребителю.

Отслеживать движение препарата компания планирует в том числе с помощью контрольных закупок в аптеках при обнаружении ценовых аномалий, выборочного телефонного мониторинга и «таинственных покупателей». Кроме того, к проблеме контроля планируется привлекать пациентские организации и самих получателей - органы здравоохранения. Если, например, «Р-фарм» участвует в тендере напрямую как производитель, а в результате электронного аукциона побеждает с его же продукцией другая компания, то «Р-фарм» проинформирует госзаказчика о возможной проблеме с происхождением препаратов и необходимости информировать правоохранительные органы по итогам проверки, приводит пример Репик.

Технология, которую будет использовать «Р-фарм», пока прорабатывается, говорит Репик. Утвердить ее планируется в ближайшее время, а начать применять - в течение полугода. В зависимости от окончательных параметром технического задания инвестиции, по его словам, могут достигнуть сотен тысяч долларов.

В Европе с 2016-2017 гг. использование QR-кодов будет обязательно, их внедрение год назад обсуждалось на Украине и Stada планировала участвовать там в пилотном проекте (он не был реализован из-за политических проблем), говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков. Для компаний использование этой технологии, по его словам, очень привлекательно, поскольку позволяет минимизировать складские остатки и планировать свою деятельность. Программное обеспечение и оборудование для нанесения изображения стоит десятые или сотые проценты от объема продаж крупного завода. «Мы обсуждали внедрение QR-кодов с [российским] Минздравом, но поддержки не получили», - сказал Глушков. Но если государство не сделает требование о такой маркировке обязательным, масштабировать аналогичные системы вряд ли кто-то станет, считает он.

Для рынка в целом это не актуально, считает совладелец и гендиректор дистрибутора лекарств «Катрен» Леонид Конобеев. Контрафакта в России нет, а доля фальсификата ничтожна, объясняет он: за 15 лет «Катрен» не встречал его ни разу.

Если бы производители использовали QR-коды или подобную технологию, это бы существенно упростило работу аптек, говорит гендиректор крупнейшей по числу точек аптечной группы А5 Андрей Гусев. Сейчас производители наносят на упаковку лекарств бар-код, но он не содержит, например, информацию о сроке годности препарата, рассказывает Гусев, поэтому аптекам приходится либо вручную его контролировать, либо использовать собственные штрих-коды. Больших вложений от аптек внедрение QR-кодов не потребовало бы, считает Гусев: у А5, например, уже есть инфракрасные считывающие устройства, а доработка программного обеспечения больших затрат не потребует.

В начале 2013 г. Минздрав предлагал включить в закон «Об обращении лекарств» поправку, обязывающую Росздравнадзор вести реестр лекарств, выпущенных в обращение. Министерство предлагало изменить закон так, чтобы, если лекарство не внесено в реестр, продавать его было бы нельзя. Это способ получить объективную информацию о каждом препарате и о состоянии рынка в целом, объяснял тогда представитель министерства. Таким способом удастся получать сведения о реально присутствующих на рынке сериях препаратов, выпущенных в оборот, а также понимать, присутствует ли препарат на рынке или просто зарегистрирован, но по какой-то причине не производится или не импортируется. В нынешней версии поправок к закону «Об обращении лекарств» этого предложения нет. Представитель Минздрава посоветовал обратиться за комментариями в Росздравнадзор. Представитель Росздравнадзора не ответил на запрос «Ведомостей».

Минздрав не отказался от этой идеи, знает Мелик-Гусейнов. Этой темой, по его словам, занимался департамент информационных технологий и связи Минздрава, но с 1 августа у него сменился директор: вместо Романа Ивакина им стала Елена Бойко, работавшая в Минсвязи. «Р-фарм» действует на опережение, рассуждает Мелик-Гусейнов: если система учета лекарств станет обязательной, «Р-фарм» сможет предложить свое уже готовое решение Минздраву.