«Мечел» разработал программу своего спасения

«Мечел» предложил кредиторам свой вариант спасения компании - конвертировать все валютные кредиты в рубли по ставке рефинансирования ЦБ плюс 1-2%. Не все банки с этим согласны
Похоже, инициатива в переговорах «Мечела» и кредиторов перешла к компании Игоря Зюзина (на фото)/ Д. Гришкин/ Ведомости

«Мечел» уже полгода ведет переговоры с банками о реструктуризации гигантского долга. На конец мая он составлял $8,3 млрд, в том числе $2,3 млрд - перед Газпромбанком, $1,8 млрд - перед ВТБ и $1,3 млрд - перед Сбербанком. Но до сих пор владелец и председатель совета директоров компании Игорь Зюзин был в роли обороняющегося. Банки требовали конвертации долга в акции с размыванием доли бизнесмена до миноритарной и смены менеджмента компании, угрожая в противном случае банкротством. Максимум, на что был готов Зюзин, - продать кредиторам свою долю (67,42% голосов) по рыночной цене.

Предложение «Мечела» выглядит очень агрессивно, отмечает аналитик БКС Кирилл Чуйко. Ставка, которую он предлагает, - на уровне первоклассных заемщиков. Но даже таким сегодня сложно привлекать рублевые займы, замечает аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай: инвесторы сейчас избегают таких сделок. А для «Мечела» такая низкая ставка - нерыночная, говорит Порывай.

Во вторник же на встрече с банкирами гендиректор «Мечела» Олег Коржов предложил план реструктуризации задолженности компании, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к разным участникам совещания, и федеральный чиновник. Топ-менеджер сообщил, что на август долги компании составляют $8,2 млрд. Коржов предложил конвертировать все валютные долги в рублевые; установить по всем кредитам единую ставку на уровне ставки рефинансирования ЦБ плюс 1-2%; начать выплаты по телу долга через 5-7 лет; в ближайшие 2-3 года платить только половину процентов, а оставшуюся - капитализировать; списать неустойки за несвоевременное погашение долга и процентов на дату реструктуризации и отменить штрафы за досрочное погашение долга; обеспечение по кредитам оставить неизменным. Предложенный Коржовым план предусматривает увеличение выплат в случае роста цен на продукцию компании свыше запланированного уровня и продажи активов, говорят собеседники «Ведомостей». Банкиры в ответ поинтересовались, как они смогут контролировать ситуацию в компании. На что Коржов предложил им места в совете директоров, сообщил один из собеседников «Ведомостей».

Почему инициатива в переговорах кредиторов и должника перешла к «Мечелу», источники «Ведомостей» не говорят. Возможно, это связано с позицией президента Владимира Путина. 26 июля Зюзин написал письмо главе государства (копия есть у «Ведомостей»). В нем он поблагодарил Путина за «внимание к проблемам компании, проявившееся в трех поручениях о поддержке ОАО «Мечел», данных Вами органам исполнительной власти».

О сути этих поручений в письме не сказано. Представитель «Мечела» говорить на эту тему не стал, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков вчера был недоступен для журналистов.

Зюзин пишет, что банки предложили ему вариант «фактического отъема собственности у мажоритарного акционера, суть которого заключается в продаже принадлежащих ему акций стоимостью около $500 млн за символическую плату в размере $5». «Данное предложение сопровождалось угрозами в адрес владельца активов, обвинениями в утрате доверия, неспособности к конструктивному диалогу, а также угрозой запуска процедуры банкротства» «Мечела» и его предприятий. «Считаю решение вопросов в таком контексте незаконным и неприемлемым», - резюмировал Зюзин.

Уже на следующий день Путин написал на письме поручение вице-премьеру Аркадию Дворковичу: «Продолжить работу по выводу компании из кризиса».

Предложение «Мечела» неприемлемо, категоричен источник в одном из банков-кредиторов. «Наша позиция осталась прежней: отстранение Зюзина, набор другой команды, никаких новых денег не будет. Готовим иски, формируем резервы - банки должны отвечать за то, что выдали, - говорит банкир. - Совет директоров - это несерьезно: он собирается несколько раз в год».

Представители Дворковича и ВТБ от комментариев отказались. Их коллеги из Газпромбанка и Сбербанка на вопросы не ответили. «Еще несколько дней придется потратить, я думаю. Там нормальные переговоры идут, конструктивные», - цитировал в субботу «Прайм» слова Дворковича.

Если есть политическое решение спасти «Мечел», банки и компания найдут приемлемый вариант, считает сотрудник инвестфонда, в портфеле которого есть и акции «Мечела».