Портфельные инвесторы «Магнита» не хотят видеть его основателя Сергея Галицкого в совете директоров

Портфельные инвесторы, вкладывающие деньги в «Магнит», высоко ценят основателя компании Сергея Галицкого, но не хотят видеть его в совете директоров ритейлера
Многим инвесторам по душе вложения в «Магнит», но не присутствие его основателя в совете директоров/ Д. Гришкин/ Ведомости

ОАО «Магнит»

Продуктовый ритейлер. Акционеры (данные компании на 30 июня 2014 г.): Сергей Галицкий (42,11%, в том числе 38,67% напрямую и 3,44% через Lavreno Ltd.), Владимир Гордейчук (2,77%), в свободном обращении - 54,6%. Капитализация (LSE) - $28,34 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 6 месяцев 2014 г.): выручка - $9,98 млрд, чистая прибыль - $559,99 млн. Количество магазинов (на 28 августа 2014 г.) - 8805, в том числе 7737 формата «магазины у дома» и 62 - «Магнит семейный», 171 гипермаркет и 835 магазинов косметики.

Инвестиционные фонды, отчитывающиеся перед Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), в большинстве случаев на ежегодных собраниях акционеров голосуют против исполнительного директора и основателя «Магнита» Сергея Галицкого и других старожилов совета директоров крупнейшего российского ритейлера, следует из данных комиссии.

Так, в 2013 г. против переизбрания Галицкого проголосовало 70 из 104 отчитавшихся на SEC фондов, за - 15 инвесторов, следует из данных SEC. Против назначения брата Галицкого и заместителя гендиректора «Магнита» Андрея Арутюняна членом совета директоров высказались 75 фондов, финдиректора «Магнита» Хачатура Помбухчана - 74, независимого директора Алексея Махнева (из «ВТБ капитала») - 65.

В этом году среди уже отчитавшихся фондов примерно такая же пропорция: против Галицкого в совете директоров в мае высказались 36 из 49 фондов (по состоянию на 27 августа), против Арутюняна - 37, Помбухчана - 37, Махнева - 36, независимого директора Алексея Пшеничного (гендиректор сети спортивных магазинов «Высшая лига» из Краснодара) - 37. Среди голосовавших против - фонды Lazard, UBS, Dreyfus, AMF Funds, Putnam и др. По данным протокола годового собрания акционеров «Магнита», в этом году против всех кандидатов было отдано лишь 0,3% голосов.

«Магнит» - одна их самых популярных бумаг у инвесторов. Значительная доля портфелей управляющих активными деньгами приходится на бумаги «Магнита», отмечали в начале года аналитики «Сбербанк CIB». По данным Boston Consulting Group, «Магнит» находится на первом месте среди ритейлеров в мире по приросту акционерной стоимости (total shareholders return, TSR). Депозитарные расписки (GDR) российской компании за 2013 г. подорожали на Лондонской бирже на 65,1%. «Магнит» - крупнейший по выручке и один из самых быстрорастущих российских ритейлеров, и в числе одной из главных причин его успеха сами инвесторы неоднократно называли то, что «Магнитом» управляет его основной собственник, Галицкий.

Многие западные инвесторы следуют рекомендациям по голосованию на собраниях акционеров, которые им выдают международные консультанты, специализирующиеся на этом, например ISS (Institutional Shareholder Services), говорит директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «А у них [консультантов] простой принцип - если человек не связан с компанией, то он независимый, и не важно, какую ценность он представляет для бизнеса. Мы, например, голосовали за того, кого считали достойным, - в данном случае за Галицкого», - говорит он.

Сейчас в совете директоров «Магнита» семь человек, из них четыре независимых - Махнев, Пшеничный, а также заместитель гендиректора по экономической безопасности «Тандера» Аслан Шхачемуков и Александр Зайонц (бывший вице-президент «М.видео», соучредитель компании «Домашний интерьер», которая управляет гипермаркетами Hoff).

Считается, что в совете директоров компании для соблюдения стандартов корпоративного управления как минимум треть членов совета директоров должны быть независимыми, в том числе чтобы обеспечить защиту интересов миноритариев, напоминает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «С этой точки зрения представитель, например, «ВТБ капитала» также может восприниматься инвесторами как не вполне независимый член совета директоров, так как инвестподразделение госбанка теоретически может быть заинтересованным в бизнесе с «Магнитом» в будущем», - поясняет аналитик. У российских эмитентов потребительского сектора были прецеденты недовольства миноритариев корпоративным управлением - «Седьмой континент», «Фармстандарт», напоминает Колупаева.

Был конфликт с небольшими акционерами и у крупнейшего российского мясопереработчика группы «Черкизово». Миноритарии «Воронежмясопрома» посчитали, что «Напко» продала эту компанию «Черкизово» по завышенной цене. «Миноритарии вели себя странно: будучи недовольными нашими действиями, они продолжали скупать акции «Черкизово». Мне их мотив не совсем понятен», - говорил гендиректор «Черкизово» Сергей Михайлов в интервью «Ведомостям».

Пресс-служба «Магнита», его директор по связям с инвесторами Тимоти Пост и упомянутые выше фонды не ответили на вопрос «Ведомостей». Lazard и Dreyfus отказались от комментариев.