На большую часть мест под рекламу, которые правительство Москвы послезавтра разыграет на торгах, претендует только одна компания

На большую часть мест под рекламу, которые Москва разыграет на торгах, претендует одна компания - структура холдинга «Гема». Конкурентов испугала высокая стартовая цена
Сергей Портер/ Ведомости

Департамент рекламы и СМИ Москвы закончил прием заявок на участие во втором этапе торгов за места под наружную рекламу в столице. Аукцион не пользуется большой популярностью - заявки на участие подали только три компании. Это ООО «ТРК» (аффилированная с «Гемой» компания), «Вера Олимп» и один из крупнейших операторов наружной рекламы в России - Russ Outdoor, сообщил пресс-секретарь департамента Владимир Яковлев. Для сравнения: на первом этапе торгов, которые прошли летом прошлого года, заявки подали 28 компаний.

При этом Russ Outdoor к торгам в итоге не допущена, говорит Яковлев, компания не предоставила документы о внесении обязательного обеспечительного платежа (10% от стартовой суммы лота). Представитель Russ Outdoor отказался это комментировать.

Сами торги пройдут 4 сентября, будет разыграно 1440 мест под рекламные конструкции (прежде всего крупные щиты) по начальной стоимости 22,2 млрд руб. за 10 лет. Это примерно 30% всех рекламных конструкций в столице. Еще около 60% конструкций департамент разыграл в прошлом году. То есть фактически за два года власти столицы полностью обновили рынок наружной рекламы. Причиной масштабного передела рынка стали принятые весной 2013 г. поправки в закон «О рекламе», по которым договор на место под рекламную конструкцию не может продлеваться автоматически (как чаще всего и происходило), лишь через торги.

Конструкции на торгах 4 сентября разбиты на восемь лотов. «Вера Олимп» будет конкурировать с ТРК лишь по двум лотам (124 места начальной стоимостью 1,8 млрд руб.), на остальные претендует только структура «Гемы». Так что новый владелец большей части разыгрываемых мест уже очевиден. Получается, что ТРК в течение следующих 10 лет выплатит городу минимум 20,4 млрд руб.

Автохолдинг «Гема», который принадлежит Александру Геллеру, вышел на рынок наружной рекламы в 2011 г. Тогда его компания «Авто селл» выиграла право на размещение рекламы в столичном метро. За 2011-2013 гг. эта компания уже заплатила городу около 6 млрд руб. «Но собрал ли оператор эти деньги на рекламе или привлек внешние средства, не известно, - говорит гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. - Пока многие рекламные щиты в метро пустуют».

ТРК участвовала в торгах в прошлом году, жестко торговалась, но выиграла только два лота на 160 мест, пообещав заплатить за них 2,2 млрд руб. Именно «Гема» на прошлом аукционе поднимала ставки и лоты подорожали в 3-4 раза, напомнил Березкин. Победители тех торгов обязались перечислить городу 75,2 млрд руб. за 10 лет, что было втрое больше начальной цены. Чтобы собрать такие деньги, операторы резко подняли цены на размещение рекламы, и часть рекламодателей ушли с рынка. А столичный департамент рекламы и СМИ, вдохновившись результатом первого этапа торгов, поднял среднюю минимальную цену на место в 5 раз. Из-за этого большинство участников рынка отказались от участия в торгах, назвав установленную департаментом цену необоснованно завышенной.

В «Вере Олимп» не ответили на запрос «Ведомостей», в ТРК отказались от комментариев.