«Норникель» продает еще один актив в Австралии

«Норникель» продолжает распродажу активов, несмотря на уверенно растущий спрос и цены на никель. И менять стратегию компания не собирается
На законсервированном «Норникелем» Lake Johnston австралийская Poseidon собирается хорошо заработать/ Bloomberg

«Норникель» договорился с австралийской Poseidon Nickel Limited о продаже ей своего предприятия Lake Johnston в Западной Австралии, сообщила российская компания. Проект включает в себя никелевые рудники Maggie Hays и Emily Ann, а также вспомогательную инфраструктуру. Сделку планируется закрыть во втором полугодии, после получения необходимых разрешений регуляторов. Ее сумма не сообщается. После продажи актива «Норникель» ожидает получить «значительную прибыль за счет списания резерва по экологическим обязательствам, которые примет на себя Poseidon, и получения соответствующего денежного вознаграждения», говорится в сообщении. Человек, близкий к компании, уточняет, что «общий эффект составит $100 млн».

Все австралийские активы «Норникеля» - наследство купленных в 2007 г. LionOre Mining и OMG Pty: Black Swan, Cawse, Avalon и Lake Johnston были законсервированы в разные годы. Lake Johnston был остановлен последним - в 2013 г. из-за падения цен на никель (см. график). Avalon и Cawse «Норникель» продаст инвестфонду Wingstar Investments Pty Ltd. А золотодобывающую North Eastern Goldfields Operations российская компания до конца года продаст местной Saracen Metals Pty Ltd.

Lake Johnston - не первый актив, который «Норникель» продает Poseidon. В июле российская компания продала ей в Австралии два месторождения: Black Swan и Silver Swan. Покупка Lake Johnston может стать дополнением к проекту Black Swan, пишет Poseidon в сообщении: все приобретенные ею у «Норникеля» активы расположены рядом, имеют инфраструктуру, компания расконсервирует их и будет увеличивать производство. Спрос на никель растет благодаря увеличивающимся потребностям китайских производителей стали (+18,2% в год), а также запрету индонезийского правительства на экспорт никельсодержащей руды, приводит Poseidon объяснение гендиректора Дэвида Синглтона.

Единственный актив, который останется у «Норникеля» в Австралии после этой сделки, - огромное месторождение Honeymoon Well (по данным на 2011 г., его запасы - 1,26 млн т никеля; запасы Заполярного филиала «Норникеля» - 6,7 млн т). До 2015 г. в него планировалось инвестировать $33 млн (месторождение на стадии геологоразведки). Затраты на разработку оценивались в $1,6 млрд. Компания «рассматривает разные предложения по этому активу», сказал ее представитель.

Распродажу «Норникель» начал после принятия новой стратегии, предполагающей фокусирование только на тех активах, которые приносят компании более $1 млрд выручки в год, с рентабельностью по EBITDA выше 40% и запасами более чем на 20 лет. Этим критериям отвечают российские активы компании: Заполярный филиал (на него приходится 76% консолидированной выручки от продажи металлов), кольский дивизион (включая финскую NN Harjavalta), а также проект по разработке полиметаллических месторождений в Забайкальском крае. Зарубежные активы (в Австралии, Ботсване, ЮАР) были признаны непрофильными.

«Норникель» не хочет сохранять в портфеле активы, не соответствующие критериям первоклассных, - это в том числе относится к Honeymoon Well, сказал «Ведомостям» первый заместитель гендиректора компании Павел Федоров. «Но «Норникель» не собирался и не будет устраивать быструю распродажу. У нас есть задача от акционеров - выйти из них в среднесрочной перспективе, и мы ее пошагово, выверенно реализуем, максимизируя стоимость», - объяснил топ-менеджер. Все вырученные от продажи непрофильных активов деньги «Норникель» возвращает акционерам в качестве спецдивидендов. Всего в 2013 г. - первом полугодии 2014 г. компания выручила от продажи непрофильных активов около $180 млн, говорил на телефонной конференции по итогам результатов полугодия финансовый директор компании Сергей Малышев.