Проект "Уралвагонзавода" с Caterpillar заморожен из-за санкций

Могут возникнуть проблемы и с реализацией проекта УВЗ с канадской Bombardier
Д. Гришкин/ Ведомости

Санкции влияют. Платежи тяжело идут, с партнерами мы закрыли несколько программ: локомотивостроение с Caterpillar, с Bombardier - метро», - передал «Интерфакс» слова гендиректора «Уралвагонзавода» (УВЗ) Олега Сиенко. С польской Pesa «у нас более-менее все нормально, потому что у нас СП на территории России», добавил он (проект связан с выпуском трамваев). По словам Сиенко, УВЗ также испытывает трудности с привлечением денежных средств: основные банки и кредиторы «попали в санкционные списки, поэтому есть трудности с тем, чтобы привлекать достаточно длинные дешевые деньги».

Проект с Caterpillar предполагал совместное производство в России локомотивов, в том числе на газовом топливе, с постепенным увеличением локализации. Компанией Caterpillar изготовлено два локомотива, которые должны были прибыть в Россию для сертификации; совместно подготовлен проект реконструкции производственной площадки на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Проект с Bombardier ориентирован на совместное участие в тендерах на поставку метропоездов для городов России и стран ближнего зарубежья, а также организацию выпуска в нашей стране совместно разработанного метропоезда (работа над ним еще не завершена). Инвестиции в проект выпуска локомотивов будут зависеть от выбора площадки, сказал заместитель гендиректора корпорации УВЗ Андрей Шленский: если выпуск будет налажен на ЧТЗ, то более 3 млрд руб. Возможные инвестиции в проект производства метропоездов он не назвал, лишь заметил, что цифры «еще более значительные».

О том, что из-за санкций США, введенных против России, и конкретно УВЗ, может пострадать проект с Caterpillar, Сиенко предупреждал еще в июле. Проект заморожен, но не свернут, сообщил вчера «Ведомостям» Шленский. Компания ждет от американского партнера разъяснений по поводу их дальнейших шагов в связи с санкциями, говорит он. Ответ Caterpillar ожидается в течение сентября. Если проект не удастся реализовать с Caterpillar, то УВЗ будет искать другого партнера - в Китае, Корее или Европе, говорит Шленский. Представитель Caterpillar на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Проект УВЗ и Bombardier также не свернут, сказал Шленский. Об этом же говорит и человек, близкий к одному из партнеров. Формальных причин для прекращения проекта из-за санкций нет - УВЗ не входит в санкционный список Канады, объясняет он. Представитель Bombardier от комментариев отказался. Но у проекта УВЗ с канадской компанией тоже могут возникнуть сложности, продолжает Шленский. Партнеры рассчитывают участвовать в крупном конкурсе на поставку метропоездов для Москвы (около 1500 вагонов, с учетом контракта жизненного цикла общая стоимость - около 400 млрд руб.), который может состояться этой осенью. Условия конкурса могут оказаться экономически невыгодными, опасается Шленский. Уровень санкций в отношении России повышается и в этой ситуации шансы возобновления проекта УВЗ с Caterpillar в ближайшие полгода близки к нулю, думает гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. А для Bombardier очень рискованно участвовать в госзакупках страны, подпавшей под санкции, продолжает он. Скорее всего, компания приостановит участие в СП с УВЗ до тех пор, пока ситуация на Украине не стабилизируется, а санкции против России не будут ослаблены, думает Бурмистров. А заявку на участие в конкурсе мэрии Москвы УВЗ может подать совместно с другим партнером, рассуждает он.