Статья опубликована в № 3677 от 18.09.2014 под заголовком: «Мечелу» оставили вагоны

«Мечел» договорился с «ВТБ лизингом» о реструктуризации лизинговых договоров

«Мечел» реструктурировал лизинговые договоры с «ВТБ лизингом» на более чем 10 млрд руб. На руку «Мечелу» сыграл кризис на рынке грузоперевозок
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
«Мечел» начал реструктуризацию долгов с договоров о лизинге вагонов с «ВТБ лизингом»
А. Махонин / Ведомости

С начала 2014 г. к транспортной «дочке» «Мечела» - «Мечел-трансу» было подано 34 иска от контрагентов компании. Они требуют вернуть 1,3 млрд руб., из них большую часть средств (919 млн руб.) хочет взыскать за услуги «дочка» ВТБ - «ВТБ лизинг». Через эту структуру «Мечел-транс» организовал лизинг 5970 полувагонов и 15 локомотивов, рассказал источник, близкий к «Мечелу».

«ВТБ лизинг» подал в Арбитражный суд Москвы к «дочке» «Мечела» в общей сложности четыре иска, основное заседание по одному из них должно было пройти 6 октября в московском арбитражном суде, однако на предварительном слушании в прошлую пятницу представители ВТБ и «Мечела» заявили о возможности заключить мировое соглашение. Уже на этой неделе «Мечел-транс» и «ВТБ лизинг» подписали несколько договоров о реструктуризации лизинговых контрактов на 10,3 млрд руб., рассказал «Ведомостям» собеседник, знакомый с условиями мирового соглашения. Представитель «Мечела» эту информацию подтвердил, представитель «ВТБ лизинга» от комментариев воздержался. Соглашения предусматривают продление срока лизинга по локомотивам до 2024 г., по полувагонам - до 2029 г., знает источник «Ведомостей». Как изменились условия лизинга по сравнению с первоначальными договоренностями, ни представитель «Мечела», ни представитель «ВТБ лизинга» не сказали.

По соглашению о реструктуризации «Мечел» мог получить от 5 млрд до 6 млрд руб., исходя из суммы договоров, числа вагонов и цены одного полувагона, допускает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Схема довольно проста, если срок лизинга не полностью вышел (например, 5 из 7 лет), компания продает вагоны обратно банку, тот делает перерасчет с учетом уже полученной оплаты и амортизации вагонов, возвращает разницу оператору и снова сдает ему вагоны в лизинг. Для «дочки» «Мечела» альтернативным вариантом могла быть продажа парка кому-то из операторов вместе с контрактом на грузовую базу, но рынок грузовых перевозок в кризисе и плохое финансовое состояние операторов делает схему менее привлекательной, чем схему возвратного лизинга, объясняет эксперт (см. врез).

Проблемы с обслуживанием долга у «Мечела» возникли в 2013 г., когда компания потратила на процентные отчисления $742 млн (на начало 2013 г. чистый долг «Мечела» был $9,6 млрд, а к концу года он снизился до $9,1 млрд), хотя заработала за год всего $730 млн EBITDA. Тогда занимавший должность вице-президента по финансам Станислав Площенко рассказывал, что «Мечел» обслуживает долг не за счет EBITDA, а за счет операционного денежного потока. Это можно делать только одним способом - задерживать выплаты контрагентам, говорил аналитик RMG Андрей Третельников.

Это подтверждалось и количеством исков к компании, которые подавали ее подрядчики и поставщики. Например, в январе Первая грузовая компания Владимира Лисина решила взыскать с «Мечел-транса» 90,7 млн руб. за аренду вагонов. Один из основных активов «Мечела» - Челябинский металлургический комбинат получил в 2013 г. 127 исков на общую сумму 3,2 млрд руб. По данным картотеки арбитражных дел, с начала 2014 г. в отношении «дочек» «Мечела» было подано 11 исков о банкротстве, два из которых коллективные. Особенно не повезло ООО «Мечел-ремсервис», против компании выступило сразу 19 истцов. Аналитик БКС Кирилл Чуйко отмечает, что свободные 5-6 млрд руб. не слишком помогут компании снизить долг ($8 млрд на начало сентября 2014 г.): здесь требуется комплексный подход. Один из последних вариантов спасения «Мечела» предполагал, что РЖД при поддержке банков - кредиторов «Мечела» выкупит у него дорогу до Эльгинского угольного месторождения за 71 млрд руб. «Мечел» ради снижения долга готов также продать часть активов на сумму $2-3 млрд.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more