Инвестиции нефтяных гигантов в передовые технологии могут сократиться

Снижение рентабельности капитала и цен на нефть может поставить под угрозу долгосрочные вложения в научные исследования и разработки, связанные с нефтедобычей и альтернативной энергетикой
Andrei Pronin/ AP

Инвестиции нефтяных гигантов в научные разработки под угрозой.

Самые мощные компьютеры установлены вовсе не в компаниях из IT-отрасли, не в биотехнологических и даже не в финансовых компаниях, а в крупнейших энергетических (это следует из официальных корпоративных документов). Их компьютеры могут совершать 2-3 триллиарда (тысяча триллионов) вычислений в секунду, чтобы строить точнейшие трехмерные геологические карты, показывающие, что находится на глубине нескольких тысяч метров под землей.

Мощность этих компьютеров свидетельствует о технологическом прогрессе в энергетической отрасли. Однако из-за необходимости сокращать издержки в связи со снижением рентабельности капитала и цен на нефть долгосрочные инвестиции крупнейших нефтяных компаний в научные исследования и опытные разработки (НИОКР), связанные с добычей ископаемых видов топлива и альтернативными источниками энергии, находятся под угрозой.

Мощные компьютеры необходимы компаниям, поскольку их бизнес становится все более сложным. «Нефтяным гигантам сложно получить доступ к запасам ресурсов, добываемых обычным способом, поскольку они контролируются госкомпаниями [богатых нефтью стран]», - говорит Жан-Франсуа Минстер, руководитель научного отдела Total. По его словам, это заставляет компании сосредоточиться на разработке глубоководных и арктического шельфов и нефтеносных песков, а для этого нужны новые технологии.

Как показывает анализ финансовых отчетов компаний, в прошлом году больше всех на НИОКР потратили европейские Royal Dutch Shell и Total. Их расходы в этой области составили $1,32 млрд и 949 млн евро ($1,22 млрд) соответственно. Американская ExxonMobil, крупнейшая публичная нефтяная компания по рыночной капитализации, потратила $1,04 млрд. Если сравнивать расходы компаний по проценту от доходов, то лидирует Total с 0,55%, а у ExxonMobil, Eni и BP они составляют около 0,2%. Кроме того, c 2009 г. у ExxonMobil затраты на НИОКР постоянно находились на уровне около $1 млрд, а у Total - стабильно росли.

Как утверждает Джеральд Шотман, вице-президент Shell по технологиям и инновациям, главная область исследований его компании - это разведка и добыча нефти и газа. Сотрудники Шотмана разрабатывают такие технологии, как плавающие СПГ-терминалы и химикаты для добычи ресурсов. Увеличение затрат на НИОКР положительно сказалось на результатах Shell: если в 2011 г. она получила в США 127 патентов, то в 2013 г. - уже 189. Хотя по этому показателю она отстает от ExxonMobil, которая в прошлом году получила 227 патентов, но у Shell значимость патентов выше, чем у конкурентов, утверждает исследовательская компания Patent Board.

Но теперь инвестиции в инновационные технологии у энергетических гигантов могут сократиться, как это было во второй половине 2008 г., когда цены на нефть заметно снизились. Бывший стратег BP Ник Батлер обеспокоен: отрасли, по его мнению, грозит долгий период низких цен, нестабильного спроса, а также роста добычи в США, поэтому инвестиции будут осуществляться только в первоочередные проекты.

Тогда как нынешние исследования касаются проектов, которые должны быть реализованы в ближайшие 5-10 лет, отмечает Терри Вуд, вице-президент BP по стратегии и планированию в области технологий. Поэтому, если компании сократят инвестиции, у них будет меньше привлекательных проектов в будущем.

В более долгосрочной перспективе сокращение расходов на исследования в области возобновляемой энергетики тоже может оказаться неверным решением. Некоторые компании, например Chevron и BP, уже продали часть активов из этой сферы. Аналитик Kepler Cheuvreux Марк Льюис считает, что они совершают ошибку. При снижении стоимости солнечной и ветряной электроэнергии электромобили смогут лучше конкурировать с автомобилями, работающими на бензине, утверждает он. Особенно если добывать нефть станет труднее и стоимость добычи вырастет. Кроме того, если Китай и Индия решат активно использовать электромобили, рост спроса на нефть будет гораздо ниже ожидаемого, говорит Льюис.

Возобновляемая энергетика сильно отличается от добычи ископаемого топлива в техническом и коммерческом плане, и нефтяные компании еще не преуспели в этой области. Если прогнозы Льюиса и ряда других экспертов окажутся верными, расходы на исследования в альтернативной энергетике могли бы стать для них лучшей из возможных инвестиций.

Другой важный фактор, влияющий на инвестиции в научные разработки, - конкуренция с нефтесервисными компаниями. С одной стороны, энергетические компании, включая ExxonMobil и Shell, не хотят инвестировать в разработку собственных технологий для всего, чем они занимаются, и для них это делают нефтесервисные компании.

Schlumberger, крупнейшая нефтесервисная компания мира по рыночной капитализации, в 2013 г. инвестировала в разработку технологий $1,17 млрд, т.е. не меньше энергетических компаний. Другая нефтесервисная компания, Halliburton, инвестировала $588 млн. Однако, если рассматривать отношение инвестиций к выручке, нефтесервисные компании тратят на НИОКР гораздо больше. Для Schlumberger и Halliburton этот показатель составил 2,6 и 2% соответственно. Благодаря этому в прошлом году в США они получили значительно больше патентов: Schlumberger - 507, а Halliburton - 368.

Порой добывающим компаниям приходится конкурировать с сервисными. «Когда нефтяным государственным компаниям нужны технологии, они могут получить их двумя способами: обратиться к добывающим или нефтесервисным компаниям», - говорит Шотман. Поэтому для энергетических компаний важно разрабатывать собственные технологии, отмечает он.

Перевел Алексей Невельский