Бизнес
Бесплатный
Мария Кунле|Наталья Ищенко
Статья опубликована в № 3688 от 03.10.2014 под заголовком: Чиновники пошли на ярмарку

Минпромторг вписал в стратегию развития торговли поддержку малых игроков

Cнижение темпов роста российской розницы побудило Минпромторг вписать в стратегию развития торговли поддержку малых игроков. Именно у них отвоевывают долю крупные сети
Крупные торговые сети растут благодаря сокращению доли мелкоформатной торговли
Д. Абрамов / Ведомости

Российское правительство решило поддерживать маленьких игроков розницы. Вчера на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что «серьезные диспропорции в развитии форматов» мешают России достичь показателей стран - лидеров в розничной торговле. «Доля сетевых ритейлеров продолжает расти, вплотную приблизившись к четверти общего объема розницы, а доля розничных рынков и ярмарок снижается», - сказал Медведев.

Минпромторг в росте сетей увидел среди прочего и причины общего замедления российской торговли: в 2011 г. объем розницы рос на 7,1%, а в 2013 г. - на 3,9%. По мнению чиновников, прежде всего это связано с замедлением роста доходов россиян. Другая причина - сетевая торговля «стала забирать себе долю оборота других форматов, из-за чего те перестали развиваться».

По данным Росстата, за январь - август российская продовольственная розница увеличила оборот на 0,3% против 2,6% за тот же период годом ранее. Выручка лидеров рынка растет быстрее: «Магнит» за это время нарастил продажи на 29,5%, «Дикси» - на 25%. Очевидно, крупные игроки растут за счет вытеснения мелких торговых форматов, а не того, что забирают долю рынка друг у друга, говорит аналитик Verno Capital Наталья Загвоздина. К августу удельный вес оборота торговых сетей в обороте розницы вырос до 26,3% с 24,1% в августе 2013 г.

В 2010-2012 гг. количество магазинов традиционного типа сокращалось в среднем на 1,9% в год, крытых рынков - на 10% в год, киосков - на 2,8% (данные Nielsen для проспекта IPO ритейлера «Ленты»). При этом число магазинов так называемых современных форматов (супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры и т. д.) росло в среднем на 10% в год. «Рост современных форматов, как ожидается, будет опережать рост рынка в целом за счет [отбора доли] традиционных форматов», - сообщала «Лента» инвесторам в феврале 2014 г.

«Для устранения инфраструктурных перекосов, обеспечения роста экономики и предпринимательской активности, а также построения прозрачного торгового бизнеса необходимо сформировать так называемую матрицу торговых форматов как модель многоформатной торговли», - говорится в стратегии развития торговли, подготовленной Минпромторгом.

Минпромторг решил разработать нормативы количества торговых площадей, чтобы в каждом населенном пункте создать «условия для конкуренции разных торговых форматов». Сейчас нормативы не учитывают тип магазина: «Построив один крупный торговый центр и не открыв ни одного малоформатного магазина, можно достичь заданного норматива». Ведомство хочет сделать три типа нормативов: для торговых объектов в зависимости от масштаба населенного пункта, по количеству рынков и ярмарок и по числу хозяйствующих субъектов.

«Мы работаем в формате гипермаркетов, но готовы развивать и магазины у дома, и магазины в переходах, и супермаркеты «Атак», которые также составляют конкуренцию магазинам «Продукты», - говорит представитель Auchan Мария Курносова. «Малый бизнес может конкурировать с нами, поддерживая качество продуктов и обслуживания, обеспечивая знание в лицо своих клиентов, а места для развития даже в Москве еще достаточно», - считает она.

«Мы поддерживаем многоформатную торговлю, на рынке есть место для всех форм ритейла», - поддерживает ее президент группы «Дикси» Илья Якубсон. Главное - соблюдать принципы единства санитарных, правовых и прочих требований ко всем участникам рынка, крупным и мелким, добавляет он.

Господдержка не должна существенно изменить расстановку сил на рынке, считает Загвоздина: небольшие ритейлеры, которые предлагают потребителям хорошее обслуживание, не страдают от крупных сетей. «Рост цены на полке в крупном ритейле по конкретным продуктам обычно ниже инфляции по этому виду продукта на рынке в целом. Вряд ли правительству инфляция в 10% важна меньше, чем обеспечение работой периодических ярмарок», - добавляет она.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more