Оператор российской франшизы Subway прекратил отношения со своим крупным франчайзи

Оператор российской франшизы Subway Russia прекратил отношения с одним из своих крупных франчайзи. Теперь его точки работают под брендом StarSubs
Кафе прежде одного из крупных франчайзи Subway будут работать под вывеской StarSubs/ Е. Егоров/ Ведомости

Subway расправила сети. 702

точки насчитывает сеть быстрого питания Subway в России, гласят данные сайта компании

Subway Russia Franchising Company, LLC, владелец российской франшизы Subway, 23 сентября обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти к ООО «Сабвэй клаб» с иском о взыскании 5 млн руб. и признании сделки недействительной. Иск размещен на сайте суда. Совладельцами ООО «Сабвэй клаб» являются Николоз Дзидзигури и Вадим Севрюков (данные СПАРК). По адресу регистрации компании находился один из ресторанов сети Subway.

В течение последнего года Севрюков не исполняет ряд договорных обязательств перед компанией Subway Russia Franchising Company, в том числе не платит роялти, передал через пресс-службу Джон Оуэн, президент «Сабвэй Россия»: «Компания находится в процессе расторжения всех договоров коммерческой концессии с Севрюковым из-за существенных нарушений договорных обязательств с его стороны». У Севрюкова задолженность нескольким поставщикам, что привело к отсутствию в его ресторанах под торговой маркой Subway необходимого количества одобренных продуктов и несоответствию операционным стандартам компании, говорит Оуэн. Также некоторые рестораны Севрюкова работали без договоров коммерческой концессии по этим адресам. «Сложившаяся ситуация разочаровывает наших посетителей и очерняет бренд Subway», - считает Оуэн. По его словам, после неудачной попытки мирно урегулировать вопросы не осталось другого выбора, кроме как расторгнуть договоры коммерческой концессии с Севрюковым и подать на него в суд «за задолженность по выплатам роялти и нарушение прав на интеллектуальную собственность». Перевод некоторых действующих ресторанов «в концепт-клон» - еще одно нарушение договорных обязательств, утверждает Оуэн.

По словам Севрюкова, Subway расторгла договор франчайзинга из-за конфликта с ценами на напитки. «Закупочные цены на безалкогольные напитки, сиропы и пиво для франчайзи Subway выше, чем для других игроков общепита. Я вынес конфликт в публичную сферу, поэтому Subway Russia прекратила договор», - возражает Севрюков.

Летом 2014 г. несколько франчайзи направили Subway Russia письмо о том, что навязанные им по лицензионному договору закупочные цены невыгодны по сравнению с ценами других операторов фастфуда, говорит один из них, Севрюков. Претензии касались цен на напитки компании PepsiCo и пиво Efes. В сентябре Subway Russia сообщила о снижении закупочных цен на продукцию PepsiCo.

В рестораны он инвестировал около 1 млрд руб., но получить ожидаемую прибыль не удалось из-за действий Subway, говорит Севрюков. Он настаивает: сумма невыплаченных рояли по «Сабвэй клаб» «всего 700 000 руб.», а не 5 млн руб., как того требует Subway Russia.

У Севрюкова в Москве, Петербурге и регионах было открыто по франчайзингу 43 точки Subway. Однако он утверждает, что продал все принадлежащие ему точки Subway в Москве и Петербурге, у него осталось несколько точек в регионах. Под новым брендом StarSubs их открывают уже другие владельцы, утверждает Севрюков. Сейчас под таким названием открыто около 20 точек в Москве и Петербурге, в течение полугода новые владельцы собираются довести их число до 50 и готовы конкурировать с Subway, знает Севрюков. Имя новых собственников сети он назвать отказался. По данным СПАРК, ООО «Старсабс-М», ООО «Старсабсспб1» и ООО «Старсабсспб2» принадлежат гендиректору Валентине Чернышовой.

Действия в отношении Севрюкова не имеют никакого отношения к ситуации с поставщиком безалкогольных напитков, которая на данный момент уже разрешена, настаивает Оуэн. Он утверждает, что нарушения договорных обязательств Севрюковым начались задолго до ситуации с партнером безалкогольных напитков, к тому же не Севрюков явился ее зачинщиком. Связаться с другими франчайзи - авторами письма вчера не удалось. Иски Subway Russia к ним в базе суда на 6 октября 2014 г. отсутствовали.

Обычно в договоре франчайзинга подробно описываются не только права на бренд, но и запрет на использование концепции, дизайна, технологии производства и определенных продуктов даже после его окончания, говорит директор петербургского офиса «Городисский и партнеры» Виктор Станковский. Но даже в случае отсутствия подобных условий претензии могут быть предъявлены на основании простого сходства брендов в глазах потребителей, отмечает эксперт.