Акционеры «Норникеля» пересмотрели дивидендную политику

Акционеры «Норникеля» перенесли выплату спецдивидендов на $1 млрд от продажи непрофильных активов с 2016 на 2018 г.
Денис Абрамов/ Ведомости

Осенью прошлого года «Норильский никель» принял новую стратегию развития и решил сосредоточиться на «первоклассных активах», которые приносят компании более $1 млрд выручки в год и рентабельность которых по EBITDA выше 40%. От всех остальных активов компания решила избавиться, а часть средств от их продажи вернуть акционерам. Сумма спецдивиденда была обозначена в $1 млрд, а выплатить его первоначально планировалось по итогам 2015 г.

Но акционеры предпочли получить спецдивиденд в 2018 г., следует из раскрытия UC Rusal (компании принадлежит 27,8% в «Норильском никеле»). Представители акционеров компании - UC Rusal, «Интерроса» (30,3%), Millhouse Capitals (5,87%), - а также «Норильского никеля» комментировать это решение не стали. Собеседник «Ведомостей», близкий к никелевой компании, поясняет, что таким образом акционеры намерены сгладить запланированный ранее на 2016 г. пик дивидендных выплат. Согласно предыдущему соглашению по дивидендам, «Норникель» должен был выплатить в 2016 г. не только спецдивиденд, 50% от EBITDA (не менее $2 млрд), но и разницу между $7 млрд и реальной суммой выплат за 2013-2014 гг. Аналитик RMG Андрей Третельников считает, что акционеры решили не выбирать из компании рабочий капитал, чтобы создать подушку безопасности на случай запуска индонезийских никелевых проектов в 2017 г. и снижения дефицита никеля на рынке.

Ранее совладелец «Норникеля» Владимир Потанин уже предупреждал, что график выплат спецдивиденда может быть растянут. «С одной стороны, мы смягчаем график выплаты, с другой - увеличиваем список непрофильных активов к продаже» (здесь и далее цитата по Reuters). «Но в целом на дивидендной доходности это не очень отразится, потому что вот у нас за отчетный период к выплате, ну, примерно $7 млрд, ну, будем говорить, что $1 млрд из них не в эти два года, а в два-три года. То есть небольшое такое смягчение», - сказал Потанин.

Кроме того, согласно заявлению UC Rusal, изменились сроки «рассрочки» по дивидендам, если раньше она заканчивалась в 2017 г., то теперь - в 2018 г., а дивиденды за 2017 г. могут быть уменьшены, если выплаты за 2014-2015 гг. превысят $6 млрд.

Основным условием выплаты спецдивиденда является реализация непрофильных активов, «Норильскому никелю» удается быстро избавляться от непрофильных активов, считает Третельников. С начала 2013 г. компания продала золотодобывающую компанию North Eastern Goldfields Operations за $35,2 млн, проект Black Swan за $1,5 млн. Также было подписано соглашение о продаже активов Avalon и Cawse инвестфонду Wingstar Investments Pty Ltd (сумма не разглашалась). Еще «Норникель» продал Lake Johnston в Западной Австралии (человек, близкий к компании, оценивал, что «общий эффект от сделки составит $100 млн») и договорился с госкомпанией Ботсваны BCL Limited о продаже африканских активов (50% Nkomati Nickel and Chrome Mine в ЮАР и 85% Tati Nickel Mining Company в Ботсване) за $337 млн.

Единственное, что осталось у «Норникеля» из непрофильных активов, - это 13,21%-ная доля в «Интер РАО». Кроме того, остался зарубежный актив - месторождение никеля в Австралии Honeymoon Well (по данным на 2011 г., его запасы - 1,26 млн т никеля; для сравнения: запасы Заполярного филиала «Норникеля» - 6,7 млн т). «Подход ко всем непрофильным активам следующий: есть решение реализовать, но не любой ценой», - говорил в конце лета заместитель генерального директора «Норникеля» по экономике и финансам Сергей Малышев.