Операторы наружной рекламы Санкт-Петербурга просят губернатора Полтавченко остановить демонтаж 95% конструкций

Операторы наружной рекламы Санкт-Петербурга просят губернатора Георгия Полтавченко остановить демонтаж 95% конструкций в городе. Иначе город потеряет миллиарды рублей
В Петербурге могут остаться только 532 рекламные конструкции/ Евгений Егоров/ Для Ведомостей

Ассоциация операторов наружной рекламы Петербурга сегодня, 29 октября, направит обращение губернатору региона Георгию Полтавченко с просьбой помочь приостановить действие государственного стандарта (ГОСТ), из-за которого город может остаться без 95% рекламных поверхностей (копия документа в распоряжении «Ведомостей»). В противном случае городской бюджет лишится миллиардов рублей, которые поступали от наружной рекламы, предупреждают авторы документа. О том, что письмо будет направлено губернатору, сообщил президент ассоциации и гендиректор оператора «Постер» Кирилл Опарин.

Письмо подписали крупные операторы наружной рекламы, на которых приходится 90% рынка Петербурга, помимо «Постера» это Russ Outdoor, «Волгобалтмедиа», «Реклама-центр», «Руан», Taler, «Премиум аутдор медиа» и др., уточнил Опарин.

С прошлого года во многих российских регионах, в том числе в Петербурге, власти по-новому разыгрывают на торгах право на аренду рекламных конструкций в городах. Такой глобальный перезапуск рынка происходит из-за новой версии закона «О рекламе», по которой места могут передаваться компаниям только через торги. Прежде город, как правило, автоматически продлевал договоры с операторами. В результате в прошлом году контракты на 90% поверхностей в стране истекли, и власти начали проводить торги.

В Петербурге такой аукцион планировалось провести еще в начале сентября, но местное управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) в августе аннулировало эти торги. К аукциону комитет по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга подготовил схему размещения конструкций в городе. По этой схеме число конструкций сокращалось с 14 500 до 9692, 80% из которых выставлялось на аукцион.

Но в августе первый вице-премьер России Игорь Шувалов провел совещание по обеспечению безопасности дорожного движения в стране, где, в частности, обсуждалось приведение наружной рекламы в соответствие с ГОСТом. Существующий ГОСТ по рекламе (Р 52044-2003) был введен в действие еще в 2005 г. По этому стандарту, к примеру, наружная реклама должна располагаться не ближе 5 м от проезжей части. По итогам совещания у вице-премьера Полтавченко отдал поручение комитету по печати разместить конструкции строго по стандарту.

Проект новой схемы комитет опубликовал на прошлой неделе, по ней в городе остается всего 532 рекламные конструкции, это меньше 4% от существующего числа. Помимо конструкций, которые стоят ближе 5 м к дороге, из прежней схемы исключены носители в виде арок над дорогой, конструкции на разделительной полосе и т. д., говорил на прошлой неделе исполняющий обязанности председателя комитета Сергей Серезлеев.

Теперь схему должно утвердить правительство Петербурга. Но, не дожидаясь этого, комитет уже демонтировал 2000 рекламных конструкций, еще более 2000 исполнительных листов на принудительный демонтаж находится у приставов, рассказывал Серезлеев.

В письме Полтавченко операторы просят ввести мораторий на демонтаж рекламных носителей на шесть месяцев. Также компании предлагают губернатору подготовить обращение к председателю правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой приостановить действие ГОСТа в существующей редакции и пересмотреть его положения, сказано в письме.

Положения ГОСТа носят рекомендательный характер, во всех субъектах России, в том числе в Москве, при подготовке схем размещения администрации руководствовались рекомендательным характером применения ГОСТа, отмечают операторы в письме. Демонтаж конструкций скажется на инвестиционном климате и экономических показателях города, пишут они. Ежегодно городской бюджет получает от операторов более 3 млрд руб., кроме того, Петербург мог бы заработать на аукционе по наружной рекламе 15-20 млрд руб. дополнительно. Также демонтаж может лишить работы тысячи квалифицированных сотрудников, доступ к рекламным ресурсам будет закрыт для основных инвесторов и налогоплательщиков города: «Газпрома», Сбербанка, ВТБ, автомобильных производителей и девелоперов. Также начнет стремительно расти незаконная реклама, считает совладелец оператора «Реклама-центр» Евгений Гуревич.

Аналогичные письма операторы уже отправили полномочному представителю президента России в Северо-Западном федеральном округе Владимиру Булавину и уполномоченному при президенте России по защите прав предпринимателей бизнес-омбудсмену Борису Титову, указано в релизе ассоциации. В пресс-службе полпредства не смогли подтвердить получение обращения. Представитель Титова подтвердил получение письма. Он говорит, что проблемы с рекламным ГОСТом есть и в других регионах и уже есть судебная практика, где положения стандарта признавались обязательными.

Требованиям ГОСТа не отвечают 90% всех рекламных конструкций в городах России, в том числе в Москве, говорит генеральный директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. Но согласно закону «О рекламе» в вопросах территориального размещения рекламоносителей необходимо руководствоваться техническим регламентом, который пока не принят, а не ГОСТом, указывает он. Операторы предлагают приостановить действие ГОСТа до принятия технического регламента, подтверждает Опарин. Пресс-секретарь департамента СМИ и рекламы Москвы Владимир Яковлев также заявил «Ведомостям», что ГОСТ носит рекомендательный характер, утвержденная схема размещения конструкций была согласована с ГИБДД.

Представитель Полтавченко на запрос «Ведомостей» не ответил.