Продажи Avon после почти года падения в России начали расти

Продажи крупнейшего в мире продавца косметики через распространителей - Avon в России начали расти. Число продавцов тоже растет, и это один из индикаторов кризиса, говорят эксперты

Средний чек. 3950

рублей составил средний заказ в 2013 г. (с учетом НДС), по данным АПП, объединяющей крупнейших игроков

Российская выручка крупнейшего в мире продавца косметики через распространителей - американской Avon в июле - сентябре 2014 г. впервые за последний год начала расти. Avon - крупнейший игрок на этом рынке в России, второй - Oriflame, говорит президент Ассоциации прямых продаж (АПП) Тамара Шокарева.

Оба лидера рынка с начала года жаловались на снижение продаж, негативное влияние валютных курсов и сокращение числа распространителей. Oriflame пока не раскрывала результаты за III квартал. В апреле - июне ее продажи сокращались на 4%, спрос был слабым. Если в начале 2013 г. страны СНГ были главным источником операционной прибыли концерна (32,9 млн евро операционной прибыли из 38 млн евро в I квартале 2013 г. принес бизнес в этом регионе), то в апреле - июне этого года компания заработала на рынке СНГ почти столько же, сколько в Турции, Африке и Азии (12,6 млн евро).

Выручка Avon в России сокращалась с III квартала 2013 г. Спрос ослабевал с конца 2013 г., говорила в начале мая инвесторам исполнительный директор Avon Шерилин Маккой: «Затем на траты начала влиять политическая ситуация между Россией и Украиной». В целом в России, по подсчетам АПП, число распространителей снизилось с 4,418 млн в июле-2013 до 4,288 млн человек в июле этого года.

В июле - сентябре 2014 г. Avon зафиксировала рост на 4%, главным образом благодаря росту числа распространителей и большему среднему заказу, сообщила компания. Avon не раскрывает данных по России, выручка по региону Европа, Ближний Восток и Африка составила $620 млн и почти не изменилась по сравнению с прошлым годом. В постоянных ценах выручка по региону выросла, отметила компания, в основном благодаря России.

«В нашей индустрии есть цикличность: если посмотрим на цифры, как правило, рост числа распространителей идет в периоды кризиса», - поясняет Шокарева из АПП. Когда в 2009 г. появились признаки сокращения числа распространителей, это показало - кризис закончился, говорит она. По данным ВШЭ, первая причина, по которой люди становятся распространителями, - они как потребители стремятся к более низким ценам, ее называют 65,1% опрошенных продавцов, поясняет Шокарева. Второй по важности мотив - дополнительный доход (около 57%).