Выручка «Вымпелкома» замедлила падение

Компания ожидает улучшения показателей в IV квартале, аналитики думают, что это может произойти уже в следующем году

Падение финансовых результатов «Вымпелкома» замедлилось, следует из опубликованной вчера отчетности его материнского холдинга Vimpelcom Ltd. за III квартал 2014 г. Квартальная выручка российского оператора сократилась до 73,1 млрд руб., на 3% по сравнению с тем же периодом прошлого года. В прошлом квартале падение год к году составило 7%. Замедление снижения произошло главным образом благодаря росту на 3% выручки от фиксированного бизнеса (в прошлом квартале она выросла только на 0,4%). Сервисная выручка от мобильного сегмента сократилась на 5%, как и кварталом ранее. Оператор объясняет это сознательным сокращением доходов от навязанных абонентам услуг, которые они не заказывали (например, подписки на платные sms-рассылки), чтобы улучшить лояльность абонентов.

Аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович также обращает внимание на сокращение оттока абонентов и надеется, что эта тенденция сохранится. Пока «Вымпелком» выглядит хуже конкурентов по выручке от мобильной передачи данных - доходы от голосовой связи падают у всех, но МТС и «Мегафон» компенсируют их за счет роста доходов от данных, а «Вымпелкому» это пока не удается, говорит он.

Их лояльность на самом деле выросла - отток абонентов сократился в годовом выражении на 4 п. п. до 58% (14,5%, если считать квартальный отток). Правда, по итогам II квартала он был еще меньше и составлял 53% (13,3% за квартал), также показав снижение на 4 п. п. к значению II квартала 2013 г. Гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин объяснил это сезонным фактором. Число мобильных абонентов «Вымпелкома» за три месяца выросло на 1 млн. Впрочем, у «Мегафона» за тот же период абонентская база также выросла примерно на 1 млн активных sim-карт. МТС за III квартал еще не отчитывался.

Квартальный показатель EBITDA «Вымпелкома» упал за год на 7% до 29,9 млрд руб., но снижение также оказалось меньше, чем в прошлом квартале, когда показатель EBITDA упал на 10%. Маржа по EBITDA составила 40,9% - на 1,9 п. п. меньше, чем в прошлом году, и на 0,5 п. п. меньше, чем во II квартале.

Падение EBITDA оператор объясняет продолжающимися инвестициями в сеть и падением курса рубля. Капитальные затраты «Вымпелкома» выросли в III квартале 2014 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года на 17% до 15,1 млрд руб. Общие инвестиции в сеть в России за последние четыре квартала составили 24% от выручки, на конец года этот показатель составит 22%, ожидает компания.

Руководство «Вымпелкома» ожидает, что в текущем IV квартале станет заметно улучшение по сравнению с результатами предыдущих девяти месяцев. По расчетам аналитика Deutsche Bank Игоря Семенова, улучшение может произойти в конце 2014 - начале 2015 г., но этому может помешать замедление российской экономики и падение курса рубля. Он отмечает сокращение оттока абонентов и рост использования сети (до 311 минут в месяц с 290 минут год назад). Это хорошая основа для улучшения финансовых результатов в будущем, считает Семенов.

Квартальная выручка от мобильной передачи данных «Вымпелкома» в III квартале выросла за год на 22% и составила 9,83 млрд руб. Ее рост оказался также больше, чем во II квартале (17%), но меньше, чем за тот же период у «Мегафона» (на 37,8% до 17,4 млрд руб.). По словам Венграновича, на телеконференции компания объяснила более медленный рост по сравнению с конкурентом тем, что с помощью маркетинговых инструментов пытается переманить абонентов, активно пользующихся передачей данных. Например, с 1 октября 2014 г. по 15 января 2015 г. «Вымпелком» сделал бесплатным доступ абонентов к сети LTE в Москве и области. Венгранович не уверен, что таким способом оператору удастся переманить к себе «тяжелых» абонентов, но в любом случае результаты этой акции будут понятны инвесторам только ближе к лету, когда «Вымпелком» будет отчитываться за I квартал 2015 г.