Дворкович поручил РЖД и профильным ведомствам оценить финансовую модель поездов «Ласточка»

Чиновники и РЖД пытаются решить, нужны монополии электрички «Ласточка» или нет. У сторон противоположные точки зрения. Решения пока нет
«Ласточки» могут остаться мечтой РЖД/ М. Стулов/ Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

Как стало известно «Ведомостям», вчера состоялось совещание у вице-премьера Аркадия Дворковича об оценке финансовой модели «функционирования поездов «Ласточка» (Desiro Rus, разработка немецкого Siemens) исходя из реальных условий эксплуатации». Ранее Дворкович поручал оценить ее Минпромторгу, Минэкономразвития и Минтрансу, следует из протокола совещания у вице-премьера 10 ноября. На момент сдачи полосы совещание все еще продолжалось. Анализ экономических показателей финансовой модели функционирования поездов «Ласточка» продолжается, окончательное решение еще не принято, заявил представитель Минэкономразвития. Представители Минтранса, Минпромторга, «Синары» и Siemens, присутствовавшие на совещании, на вопросы не ответили. Представитель Дворковича от комментариев отказался.

В 2011 г. монополия подписала контракт с Siemens на поставку 1200 вагонов «Ласточек» (240 поездов) за 2,1 млрд евро. Общее число вагонов «Ласточка» в парке РЖД должно увеличиться с нынешних 270 (54 поезда) до 1470 (294 поезда) до 2020 г. Первые поезда по этому контракту должны поступить в РЖД уже весной 2015 г. с совместного предприятия немецкого концерна Siemens и «Синары» ("Уральские локомотивы", Верхняя Пышма, Свердловская обл.).

В случае поставки 1200 вагонов убытки РЖД составят от 6 млрд до 14 млрд руб. в год (при уровне ставок аренды, приемлемых для перевозчиков), говорит источник в одном из профильных ведомств. Убытки РЖД за 15 лет могут составить 550-130 млрд руб. В случае расторжения договора - убытки - 50 млрд руб за 15 лет, продолжает он. Но обсуждался ли отказ от поставок дополнительных «Ласточек» на совещании у Дворковича, вчера выяснить не удалось.

Представитель РЖД говорит, что разговора об отказе от 240 «Ласточек» сейчас нет - компания изучает возможность сокращения затрат на техобслуживание поездов, увеличения межремонтного пробега и ускорения локализации производства (сейчас она составляет 63%, к 2017 г. должна достигнуть 80%). РЖД заключила с Siemens контракт на техническое обслуживание 54 “Ласточек” на 40 лет на сумму 500 млн евро. "Сотрудничество с РЖД осуществляется в рабочем порядке в рамках действующего контракта на поставку 1200 вагонов электропоездов с 2015 до 2020 г.», - уверяет представитель «Синары».

Совет потребителей РЖД в своем заключении на инвестпрограмму монополии в 2015-2017 гг. (его копия есть у «Ведомостей») предлагает исключить затраты на покупку поездов для пригородного сообщения, так как «деятельность по осуществлению пригородных перевозок была выведена из состава деятельности РЖД» согласно реформе монополии. Совет предлагает параллельно проработать меры господдержки пригородных перевозок.

«Ласточки» сначала использовались для перевозок пассажиров во время Олимпиады и Паралимпиады в Сочи в 2014 г., затем монополия их переориентирует на региональные перевозки (из Москвы в Нижний Новгород, Смоленск, Курск, из Санкт-Петербурга в Петрозаводск, Бологое, перевозки в Сочи). Но монополия уже вынуждена отказываться от «Ласточек» в Сочи с 1 декабря. Причина - администрация Краснодарского края (должна компенсировать РЖД потери от регулирования тарифов) не выделяет денег РЖД, что делает перевозки убыточными для монополии. С 20 марта (окончание Паралимпиады) до 1 ноября «дочка» РЖД понесла более 1 млрд руб. убытков от перевозки «Ласточками» в Сочи. Но региональные чиновники заявляли «Ведомостям», что краевому бюджету «слишком дорого оплачивать «Ласточку»: обоснованный тариф на проезд в поезде, например, из Красной Поляны в Сочи составляет около 1200 руб. (при цене билета 112 руб.).