Санкции, политические и технические проблемы осложняют сотрудничество России и США в космосе

Рост напряженности в отношениях двух ведущих космических держав создает дополнительные проблемы американской космической отрасли
Корабли «Аполлон» (США) и «Союз-19» (СССР)/ NASA

Россия играет критически важную роль в доставке на орбиту полезных грузов - от спутников связи западных компаний до американских астронавтов, отправляющихся на Международную космическую станцию (МКС). Но после присоединения Крыма к России в марте государственный департамент США среди прочих санкций временно прекратил выдавать лицензии на экспорт в Россию технологий, связанных с оборонной отраслью, в том числе спутников. В сентябре Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства США (NASA) объявило о планах, в соответствии с которыми две американских компании построят космический корабль, чтобы меньше зависеть от России при доставке астронавтов на МКС.

Однако после того, как в октябре взорвалась ракета компании Orbital Science и разбился космический корабль Virgin Galactic, возникли вопросы по поводу возможностей частных космических компаний. Ракета Orbital Science была оснащена модернизированной версией двигателя, разработанного еще в СССР. Теперь компания заявляет, что, скорее всего, не будет продолжать использовать эти двигатели.

Американские санкции создали проблемы компании International Launch Services (ILS), которая расположена в штате Вирджиния, но контролируется российским правительством. Для запуска спутников, которые передают сигналы американских радиостанций и даже обеспечивают широкополосную связь военно-морским силам США, ILS использует российские ракеты «Протон». По словам президента ILS Филипа Слэка, компания и ее клиенты призвали правительство США пересмотреть санкции в отношении спутников. И в мае госдеп отменил запрет на экспорт коммерческих спутников. Но летом из-за снижения числа заказов ILS сократила 25% сотрудников.

Рынок запуска коммерческих спутников объемом $5,4 млрд в год сильно зависит от российских ракет, и политическое противостояние США и России вызвало беспокойство по поводу их поставок в долгосрочной перспективе. Кроме того, репутацию этих ракет испортил ряд неудачных запусков. Каждый запуск стоит до $95 млн.

Западные спутниковые компании надеются, что кризис на Украине и американские санкции не будут усиливаться. «Все может измениться в мгновение ока, - сетует представитель одной из европейских компаний. - Мы наблюдаем за геополитической ситуацией».

Недавно конгресс попросил NASA прояснить свои планы по поводу космической станции в свете «серьезных вопросов» о будущем российско-американского космического сотрудничества. В сентябре NASA поручила Boeing и SpaceX создать космический корабль для доставки американских астронавтов на МКС начиная с 2017 г.

В течение многих лет на рынке запуска тяжелых спутников доминируют ILS и французская Arianespace. Однако SpaceX начинает с ними конкурировать. Компания даже подала иск против правительства США, чтобы заставить его снизить зависимость от российских двигателей, которыми оснащаются американские ракеты, доставляющие в космос важные военные грузы. В июле министр военно-воздушных сил США Дебора Ли Джемс говорила, что армия хочет «как можно скорее» перестать зависеть от российских двигателей.

Кроме того, российское правительство использует для своих запусков те же самые ракеты-носители «Протон-М», что и коммерческие клиенты ILS. По российским законам у него есть приоритет перед ними, и поскольку оно "вклинивается" в очередь, компаниям приходится дольше ждать запуска.

Перевел Алексей Невельский