ЕС конкретизировал меры, действующие против нефтяного сектора России

Европейский союз разъяснил, что именно он понимает под санкциями против России в нефтяной отрасли. Теперь по крайней мере часть российских нефтепромысловых проблем удастся решить
Евросоюз объяснил, какую именно нефть нельзя добывать с помощью западных технологий/ Miraflores Palace/ Reuters

Постановлениями от 31 июля и 8 сентября 2014 г. Евросоюз ввел санкции против России. Среди них - запрет на ввоз в Россию оборудования, технологий, на оказание услуг для российских проектов на глубоководном шельфе, в Арктике и на месторождениях сланцевой нефти, которая в российской терминологии называется трудноизвлекаемой нефтью.

Пятого декабря Европейский союз в официальном журнале опубликовал разъяснения к постановлению о санкциях. В документе говорится, что санкции распространяются на разведку и добычу углеводородов на глубине более 150 м, на шельфе севернее Полярного круга и на проекты, которые потенциально могут использоваться для производства сланцевой нефти путем гидроразрыва пласта, - но не на проекты по разведке и добыче нефти сквозь сланцевые породы или извлечению нефти из обычных резервуаров.

Трудноизвлекаемая нефть добывается с помощью современных методов интенсификации добычи, в первую очередь гидроразрыва пласта, говорит заведующий сектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов. Если нефть можно добывать обычными методами, то это традиционные месторождения. Но на них тоже применяется гидроразрыв пласта, продолжает Иванов, поэтому доказать, что оборудование для гидроразрыва будет использоваться только для традиционной нефтедобычи, а не сланцевой, российским компаниям будет сложно.

В сентябре президент «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что 25% нефти в России добывается методом гидроразрыва (всего в России в 2013 г. было добыто 523 млн т нефти.) «Это агрегаты, которые не производятся практически нигде, кроме Соединенных Штатов <...> Они сегодня есть на территории России, они работают, но они постоянно требуют поддержки сервисной», - сетовал Алекперов (цитата по «Интерфаксу»).

В ноябре «Лукойл» в квартальном отчете сообщал, что видит риски ограничений при разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами с использованием технологии многозонного гидроразрыва пласта, так как такое оборудование не производится ни в России, ни в Китае. Ранее Роснедра прогнозировали, что добыча трудноизвлекаемой нефти к 2025 г. составит 52 млн т.

Ограничения ЕС распространяются теперь не только на российскую территорию, но и на эксклюзивную экономическую зону и континентальный шельф, указано в документе.

Санкции, как и прежде, не касаются контрактов, заключенных до 1 августа и 12 сентября 2014 г. Если будут заключены дополнительные к этим контрактам соглашения, санкции ЕС на них тоже не будут распространяться, говорится в постановлении.

Это дает возможность поставки оборудования по вспомогательным договорам и может позволить компаниям продолжать (завершить) ранее начатые нефтяные проекты, считает юрист Art de Lex Виктор Фадеев.

ЕС также разрешил поставку в Россию оборудования для нефтедобычи в тех случаях, когда такое оборудование необходимо для ликвидации техногенной катастрофы, которая может представлять угрозу окружающей среде и здоровью людей - необходимо только уведомить соответствующие европейские органы о поставке в течение пяти рабочих дней.

В России есть современные предприятия, способные производить так называемое противовыбросовое оборудование, говорит президент Союза производителей нефтегазового оборудования Александр Романихин, оно используется для предотвращения выбросов и фонтанов нефти и газа путем герметизации устья скважины. Сегодня основная проблема в этой сфере - с техникой, которая уже закуплена на Западе и требует технического обслуживания и поставки запасных частей. Романихин считает, что нужно как можно быстрее наладить их производство в России, а не надеяться на Китай.

Представители российских нефтяных компаний не ответили на запросы «Ведомостей».