Руслан Байсаров может получить деньги фонда национального благосостояния через ВТБ

ВТБ после докапитализации из ФНБ может выдать часть средств в виде кредитов компании ТЭПК Руслана Байсарова, которая также просит из фонда прямой помощи
Руслан Байсаров может получить из ФНБ не только прямую помощь
Руслан Байсаров может получить из ФНБ не только прямую помощь / Максим Стулов / Ведомости

В конце ноября стало известно о том, что Минфин и Минэкономразвития обсуждают схему поддержки банков одновременно с финансированием инфраструктурных проектов. Например, банк получает субординированный кредит за счет ФНБ (ВТБ просит 250 млрд руб., Газпромбанк - 100 млрд руб.) и обязан эти деньги направить на финансирование инфраструктуры. Но на какие проекты по этой схеме должны пойти деньги из ФНБ, чиновники пока решают. Минфин считает, что этот подход нужно применить к уже одобренным проектам. Но не для всех инфраструктурных проектов, на которые могут быть направлены деньги из ФНБ, такая схема возможна: например, банки не могут инвестировать в привилегированные акции РЖД, говорит источник «Ведомостей», близкий к одному из профильных ведомств. В прошлом году РЖД и чиновники согласовали схему финансирования проекта развития инфраструктуры Восточного полигона (Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали): 150 млрд руб. из ФНБ (по 50 млрд руб. в год начиная с 2015 г.) пойдет на выкуп привилегированных акций монополии.

Минэкономразвития прорабатывает вопрос предоставления Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК, принадлежит Руслану Байсарову) средств ФНБ через ВТБ, сообщил представитель министерства. Первый вице-премьер Игорь Шувалов в пятницу поручил Минфину и Минэкономразвития совместно с ВТБ и ТЭПК «с учетом ранее данных поручений и проводимой работы по докапитализации банков проработать и представить согласованные предложения» до 15 декабря, говорит источник «Интерфакса». «ВТБ будет одним из кредиторов ТЭПК, поручение Шувалова касается предоставления кредита под госгарантию. Докапитализация ВТБ из средств ФНБ в поручении упоминается в том плане, что она в принципе облегчает банку кредитование, так как повышает достаточность капитала», - говорит другой источник агентства. Схема финансирования проекта разработки Элегестского угольного месторождения, включая строительство Кызыл-Курагино прежняя, уверяет федеральный чиновник: 40% ТЭПК получит напрямую из ФНБ (86,86 млрд руб.), 25% (54 млрд руб.) - собственные средства компании и 35% - банковские кредиты под госгарантии (75 млрд руб.), в том числе от ВТБ. Общая цена проекта - 217 млрд руб.

«В данный момент идут многочисленные встречи и обсуждения механизма выделения средств из ФНБ. Пока рано говорить о каких-то конкретных решениях», - заявил представитель ВТБ.

Проект освоения Элегестского угольного месторождения включает строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино (ее стоимость составляет 144,3 млрд руб.), которая соединит Элегестское месторождение с Транссибирской магистралью. Кроме того, будет построена горно-обогатительная фабрика мощностью 15 млн т угля в год и угольный терминал в порту Ванино на Дальнем Востоке.

Помимо проекта ТЭПК на финансирование из ФНБ через ВТБ рассчитывают и другие компании - РЖД и «Новатэк». Железнодорожная монополия может в 2015 г. получить по этой схеме 100 млрд руб. О том, что деньги из ФНБ через госбанк может получить «Новатэк», в начале декабря говорил министр финансов Антон Силуанов. «Новатэк» просит 150 млрд руб. на «Ямал СПГ».

Но в случае с «Новатэком» «ВТБ именно на деньги ФНБ выкупает облигации компании», говорит источник «Интерфакса».

С учетом необходимости финансировать инвестпроекты теперь ВТБ и другие банки попросят из ФНБ больше, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

С представителем ТЭПК связаться не удалось. Представитель Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответил.