Руслан Байсаров может получить деньги фонда национального благосостояния через ВТБ

ВТБ после докапитализации из ФНБ может выдать часть средств в виде кредитов компании ТЭПК Руслана Байсарова, которая также просит из фонда прямой помощи
Руслан Байсаров может получить из ФНБ не только прямую помощь/ Максим Стулов/ Ведомости

В конце ноября стало известно о том, что Минфин и Минэкономразвития обсуждают схему поддержки банков одновременно с финансированием инфраструктурных проектов. Например, банк получает субординированный кредит за счет ФНБ (ВТБ просит 250 млрд руб., Газпромбанк - 100 млрд руб.) и обязан эти деньги направить на финансирование инфраструктуры. Но на какие проекты по этой схеме должны пойти деньги из ФНБ, чиновники пока решают. Минфин считает, что этот подход нужно применить к уже одобренным проектам. Но не для всех инфраструктурных проектов, на которые могут быть направлены деньги из ФНБ, такая схема возможна: например, банки не могут инвестировать в привилегированные акции РЖД, говорит источник «Ведомостей», близкий к одному из профильных ведомств. В прошлом году РЖД и чиновники согласовали схему финансирования проекта развития инфраструктуры Восточного полигона (Байкало-Амурская и Транссибирская магистрали): 150 млрд руб. из ФНБ (по 50 млрд руб. в год начиная с 2015 г.) пойдет на выкуп привилегированных акций монополии.

Минэкономразвития прорабатывает вопрос предоставления Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК, принадлежит Руслану Байсарову) средств ФНБ через ВТБ, сообщил представитель министерства. Первый вице-премьер Игорь Шувалов в пятницу поручил Минфину и Минэкономразвития совместно с ВТБ и ТЭПК «с учетом ранее данных поручений и проводимой работы по докапитализации банков проработать и представить согласованные предложения» до 15 декабря, говорит источник «Интерфакса». «ВТБ будет одним из кредиторов ТЭПК, поручение Шувалова касается предоставления кредита под госгарантию. Докапитализация ВТБ из средств ФНБ в поручении упоминается в том плане, что она в принципе облегчает банку кредитование, так как повышает достаточность капитала», - говорит другой источник агентства. Схема финансирования проекта разработки Элегестского угольного месторождения, включая строительство Кызыл-Курагино прежняя, уверяет федеральный чиновник: 40% ТЭПК получит напрямую из ФНБ (86,86 млрд руб.), 25% (54 млрд руб.) - собственные средства компании и 35% - банковские кредиты под госгарантии (75 млрд руб.), в том числе от ВТБ. Общая цена проекта - 217 млрд руб.

«В данный момент идут многочисленные встречи и обсуждения механизма выделения средств из ФНБ. Пока рано говорить о каких-то конкретных решениях», - заявил представитель ВТБ.

Проект освоения Элегестского угольного месторождения включает строительство железной дороги Элегест - Кызыл - Курагино (ее стоимость составляет 144,3 млрд руб.), которая соединит Элегестское месторождение с Транссибирской магистралью. Кроме того, будет построена горно-обогатительная фабрика мощностью 15 млн т угля в год и угольный терминал в порту Ванино на Дальнем Востоке.

Помимо проекта ТЭПК на финансирование из ФНБ через ВТБ рассчитывают и другие компании - РЖД и «Новатэк». Железнодорожная монополия может в 2015 г. получить по этой схеме 100 млрд руб. О том, что деньги из ФНБ через госбанк может получить «Новатэк», в начале декабря говорил министр финансов Антон Силуанов. «Новатэк» просит 150 млрд руб. на «Ямал СПГ».

Но в случае с «Новатэком» «ВТБ именно на деньги ФНБ выкупает облигации компании», говорит источник «Интерфакса».

С учетом необходимости финансировать инвестпроекты теперь ВТБ и другие банки попросят из ФНБ больше, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров.

С представителем ТЭПК связаться не удалось. Представитель Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответил.