Из-за санкций 13% петербуржцев предпочитают покупать продукты за границей

После введения эмбарго цена на продовольствие растет. Ритейлеры стоят перед выбором: снизить собственную рентабельность или отпугнуть покупателей
Больше половины петербуржцев заметили, что ассортимент продуктов стал беднее/ Е. Егоров/ Ведомости

Изменение в ассортименте магазинов в сентябре 2014 г. заметили 55% петербуржцев, подсчитали в Synovate Comcon. В начале августа правительство России запретило импорт овощей, фруктов, мясных и молочных продуктов из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. На долю попавшей под запрет продукции в торговых сетях Х5 Retail Group приходилось менее 10% ассортимента, 90% из них уже замещено, говорит представитель ритейлера Владимир Русанов.

В выручке «Ленты» по итогам августа на санкционные продукты приходилось примерно 4,6%, сказала представитель ритейлера Анна Мелешина. В выручке группы компаний «Дикси» за первое полугодие - около 7%, говорит ее директор по внешним связям Екатерина Куманина.

В ассортименте сети Prisma до эмбарго было 25-30% импорта в зависимости от сезона, после - чуть ниже 20%, т. е. запрет повлиял на 10% ассортимента, сеть нашла замену порядка 5%, говорит президент SOK Retail Int. Оу Веса Пуннонен. В ТД «Интерторг» (сети «Народная семья», «Идея» и Spar) не проводили специальных расчетов, просто понимали, что именно нужно заменить, рассказывает исполнительный директор компании Олег Рыбаков.

Упала доходность торговых сетей, импортные товары были высокомаржинальными, говорит Рыбаков. Сеть гипермаркетов «О'кей» сильнее, чем ее конкуренты, пострадала из-за запрета, ассортимент фруктов, овощей, сыра и молочных продуктов сократился, признавал глава ритейлера Тони Майер по итогам III квартала. «О'кей» снизила прогноз роста выручки на 2014 г. до 7-9 с 12-16%, а также по рентабельности EBITDA - до 7,5-8 с 8% ранее, сообщал Майер. Влияние продуктового эмбарго на бизнес «Ленты» незначительное, трафик в магазинах like-for-like в III квартале вырос на 4,2% по сравнению с тем же периодом в 2013 г. В «Дикси» не заметили оттока покупателей, говорит Куманина. Сложно отделить кризисные явления от эмбарго, сказала заместитель гендиректора сети супермаркетов премиум-класса «Лэнд» Олеся Железогло. По ее словам, пятая часть владельцев дисконтных карт снизила частоту покупок, но при этом увеличился средний чек.

Ритейлерам удалось заместить большинство SKU, попавших под запрет, говорят их представители. При дефиците условия диктует поставщик, конкуренция среди сетей была очень высокая, ритейлеры шли на уступки, никто не хотел оставаться с пустыми полками, сказал на условиях анонимности топ-менеджер одной из сетей. По его словам, товар поставлялся на льготных для производителя условиях.

X5 стала закупать больше мясной и молочной продукции у российских поставщиков и в Белоруссии, изменилась география поставок фруктов, рыбы, рассказывает Русанов. По словам Куманиной, «Дикси» также увеличила загрузку российских партнеров, заключила договоры с поставщиками из Белоруссии, Сербии, Турции, Македонии и др., чтобы наладить новые цепочки поставок, нужны существенные материальных и временные затраты. Судно из Латинской Америки идет 1-1,5 месяца, объясняет перебои с товаром Рыбаков. «Лента» нашла новых поставщиков и на Северо-Западе, в их числе SPb Ferma (марка «Молочная культура»), Сухонский молочный комбинат, ТД «Агролайн», ПК «Агропромпереработка», Петербургская ореховая компания, Agroprom, рассказывает Мелешина. «Лэнд» уже около двух лет продает продукты с местных фермерских хозяйств, довольна Железогло. Сеть гипермаркетов «К-руока» (входит в Kesko) незадолго до введения санкций запустила рекламную кампанию «1200 товаров из Финляндии». Попавшие под эмбарго товары были заменены на товары, произведенные в России или странах, импорт из которых не запрещен, сообщил представитель сети, отказавшись от дальнейших комментариев. Импортный сыр был заменен на российский и цена на него заметно выросла, замечает один из постоянных клиентов «К-руока».

По оценке ТД «Интерторг», в штучном выражении товарооборот в «запрещенных» сегментах упал в сентябре - октябре примерно на 20-25%, но из-за выросшей цены на товары-заменители финансовые показатели компании не изменились, говорит Рыбаков.

Небольшую группу санкционных товаров заменить не удастся - например, французские и итальянские сыры премиальных марок, говорит Русанов. Это подтверждают и остальные ритейлеры. Сложно заменить груши сорта «конференс» или сыры с благородной плесенью, наблюдается перераспределение спроса на другие вкусы в рамках категорий, говорит Куманина.

В среднем цена на замененные товары повысилась на 20-30%, говорит топ-менеджер одного из ритейлеров. Цены на продукты-аналоги в целом повысились в первую очередь ввиду роста стоимости логистики, рассказывает Мелешина. Рост цен по санкционной группе товаров в магазинах X5 Retail Group ускорился, однако это увеличение не превышает уровня продуктовой инфляции в целом по стране, говорит Русанов. Импортные товары дорожают из-за снижения курса рубля против основных валют, добавляет Мелешина. В «Дикси» поступают уведомления от поставщиков о повышении закупочных цен, каждое из них сеть изучает на правомерность и обоснованность, говорит Куманина.

Поставщики предупреждают о росте цен, в этом случае X5 либо уменьшает свою прибыльность, чтобы не перекладывать рост на покупателей, либо снижается объем продаж, объясняет Русанов. Средний ассортимент «Лэнда» - 22 000 SKU, из них 2500 - импорт, в следующем году, когда закончатся запасы, возможно повышение цены и снижение спроса, говорит Железогло. По данным Synovate Comcon, 24% респондентов заменили импортные продукты российскими, 19% - белорусскими, 13% предпочли покупать их в других странах, а 12% отказались от покупок.